Сибирские огни, 1963, № 1
лой и твердостью, было не более, чем кровожадность хищника. То, что в ночь на Одере он счел своей судьбой, было человеком. Человеком с телом и моз гом... И он, Хольт, стал игрушкой в его руках, орудием профессионального убий цы. Так происходит решительный раз рыв Хольта с Вольцовым, а тем самым и с войной Почему же прозрел Хольт? Только ли страшная картина отступления армии и разложения офицерства, свидетелем ко торой он стал, раскрыла ему глаза? В последние месяцы войны Хольт все бо лее остро ощущает боль за немецкий ^ народ — народ обманутых. Теперь, на конец, он способен понять, что народ и . нацистская клика — различные поня- / тия. И немалую роль в таком повороте сознания играет его любовь к Гундель— дочери расстрелянного антифашиста. Любовь к девушке из народа как сти мул духовного созревания героя — это типично для немецкой прозы вообще и для «воспитательного романа» в особен ности. Недаром немецкий критик Гюн тер Эберт в рецензии на роман Д. Нол- ля проводит параллель между образом Гундель и образом Гульды из романа Г. Келлера «Зеленый Генрих». Но есть в этой коллизии какая-то доля искусст венности. Словно последний мостик строит писатель для завершения тща тельно продуманной конструкции. И, заметив это, невольно задумываешься: «А что было бы с Вернером, если б не Гундель? Почему, вообще, этой малень кой девушке, воспитываемой в доме эс эсовца, дано так ясно видеть жизнь? И почему, наконец, прозрение Хольта столь мучительно и сложно, тогда как прозрение Гомилки свершается доволь но просто?». В романе, к сожалению, есть что-то от социологической схемы, согласно которой все молодые его персо нажи по своим убеждениям «пошли» в родителей. К счастью, бледные штрихи схемы лишь едва проглядывают сквозь богатство красок романа.' Нолль написал произведение, испол ненное высокого оптимизма. О каких бы ужасах он ни рассказывал, проводя своего героя сквозь «семь кругов ада», он ни разу не теряет чувства юмора, жизнеутверждающего тона, веры в тор жество разума. Семнадцать лет прошло с той поры, когда Вернер Хольт решительно повер нул свою судьбу. Гниют в земле фюреры «тысячелетнего рейха», но милитарист ский сброд, как предсказывал Хорбек, оказался живучим. На западе Германии уже снова звучат звуки воинственных маршей, и топот солдатских сапог вры вается в мирное журчание рек. Вольцо- вы ожили, они жаждут стать судьбой по коления. Позволят ли им? — Нет, нет и нет! — утверждает своим романом Дитер Нолль. Ю р и й П о с т н о й МОРЕ—ЭТО РАБОТА «Пеленг 307» — одно такое назва ние должно, заинтересовать любителей приключений1. Но напрасно они будут надеяться распутать здесь еще одну ув лекательную интригу. Ее в повести нет, И не в этом ее смысл. Молодой моряк Семен Барков при езжает в длительный, полугодовой от пуск к своим родителям, живущим в ма леньком городке. После туманного Охот ского моря, после сопок, уходящих вер шинами в облака, его радует степь, рас пахнувшаяся до самого горизонта. Он с наслаждением рассматривает в огоро де новорожденные огурчики, пушистые, как цыплята, а мать его угощает зеле ным борщом, какой умеет готовить толь ко она. Однако эта мирная, почти идилличе ская картина обрывается тревожной те мой. Семен болен, и его болезнь — осо бенная, не поддающаяся лекарствам. Так возникает второй план повество вания — рассказ о том, что произошло с героем до возвращения домой. Траулер «Коршун» долго и безуспеш но ходил в море в поисках камбалы. И тогда капитан Ризнич приказал вылав ливать рыбу в запрещенном месте. Пре следуемый рыбонадзорным судном, «Коршун» налетел в темноте на глы бу льда. Вода заливала машинное отде ление. Помпы работали непрерывно. И когда, наконец, удалось добраться до Петропавловска, Семен почувствовал непреодолимый страх перед морем. Он вынужден был остаться на берегу. Вот и. вся романтика приключений. Пересказав эти события, мы не опасаем ся подорвать интерес читателя к пове сти, поскольку главное в ней — не эта внешняя канва рисунка. Писатель стре мится вскрыть серьезные причины, кото рые обусловили именно такой поворот событий, и показывает, как все проис шедшее влияет на дальнейшую судьбу Семена. Автор поднимает здесь проблему то варищеского единства и коллективизма, без которых человек оказывается сла бым, беспомощным в условиях серьез ных испытаний. На «Коршуне» не было настоящего коллектива. Разобщенность матросок обезоружила их, когда капитан отдал преступный приказ. Она же вызвала у 1 П а в е л Х а л о в. Пеленг 307. Повесть, ж. «Дальний Восток», 1962. № 2, 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2