Сибирские огни, 1963, № 1
Хольт, например, упрекает себя в отсут ствии «хладнокровия убийцы с чистой совестью». «Убийцы с чистой совестью» из Холь та не выходит. В Словакии ему поруча ют расстрелять двух местных патриотов. Он отпускает их на свободу, рискуя со бой. Но для душевного спокойствия это го оказывается недостаточно. Только случайно он не стал убийцей. Случайно! Ведь сложись обстоятельства иначе, Хольт непременно расстрелял бы, ему даже явственно виделась цель: «между лопаток, слева». Закономерный ход со бытий был таков. И с тех пор мысль о своей судьбе — судьбе преступника не •оставляет Хольта. Преступник — а не герой, убийца — а не рыцарь: вот к чему привело «при ключение», о котором твердили Карл Май, Ганс Гримм, Вернер Боймельбург и другие авторы фашистского чтива. Там же, в Словакии, происходит еще один «взрыв». Вернер и его друзья по падают на лесопилку, где видят потря сающую картину: перемешанные с кро вавыми опилками валяются испиленные эсэсовцами тела советских военноплен ных. И тут в сознании Хольта зарож дается мысль: «Такое не может побе- < дить». Все меньше места лжи остается в душе Хольта, все ощутимее угрызения совести. Ведь к «такому» причастен и он, Хольт, разве не видел он явственно цель: «между лопаток, слева...» Как же жить дальше? Семена совести в душе Хольта проби ли плотный покров лжи. Но сила сове сти имеет предел. Весной сорок пятого года Хольт и его неразлучные друзья Вольцов, Гомилка, Фетер попадают к берегам Одера, на передовую линию фронта. И тут Зепп Гомилка — рас судительный и спокойный сын либераль но настроенного адвоката — объявляет о своем решении сдаться в плен. Война преступна, Гитлер — убийца, вся Гер мания, как та лесопилка, говорит Зепп. И Вернер отлично знает, что это правда. Она давно уже страшно жжет его серд це, но сдаться русским... Ведь он — не мец. Значение этой сцены подчеркивает ся словами ефрейтора Хорбека — стале плавильщика из Вупперталя. «Не рус ские и немцы,-— говорит он,— а проле тариат и буржуазия...» Но эта истина проходит мимо Хольта. Он не созрел для нее, и поэтому не может уйти с Хорбе- ком и Гомилкой. Суровая правда, кото рой проникнуты эти страницы — луч шие страницы романа, — невольно за ставляет вспомнить мятущегося шоло ховского Мелехова. Нолль проводит перед читателем це лую вереницу молодых представителей отребья, выброшенного на поверхность общества грязным течением национал-со циализма. Среди них наиболее полно выписан Гельберт Вольцов — предста витель разбойничьего племени немецкой военщины. Еще в гимназии он выделяется как первый забияка и хулиган. Латынь, ма тематика, физика и всякие другие нау ки его не интересуют. Военное дело — единственная отрасль знания, которую признает этот отпрыск рода боевых офицеров. «История — это война»,— твердит Вольцов. Ему неведомы сомне ния и колебания, он с аристократическим превосходством породистого пса относит ся к фанатическому тявканью национал- социалистических дворняжек. «Если че ловек ущемлен,— говорит он,— ограни чен, глуп, как глупо большинство, что ж, фанатизм прекрасно помогает действо вать по указке. Без фанатической веры большинство, у которого нет ни воин ской доблести, ни высокой сознательно сти, просто сбилось бы с панталыку. Но мы? Даже если бы мы проиграли войну, попросту проиграли, так что это слепо му было бы ясно, я все равно продолжал бы драться, без всякой фанатической веры, просто потому, что так полагает ся солдату. Другого пути у нас нет. Сол дат обязан воевать, а не спрашивать, ка кой в этом смысл. Солдат существует для того, чтобы воевать, и ни для чего больше...» Непреклонность, твердость, сила Вольцова влекут колеблющегося Холь та. «Мы будем стоять друг за друга, как Хаген и Фолькер»,— мечтает он. Хольт и впрямь уподобляет себя и Вольцова героям древнегерманского эпоса «Песни о Нибелунгах» и ради дружбы готов от дать жизнь. По-иному смотрит на друж бу Вольцов. Он верен ей постольку, по скольку она не противоречит закону его жизни — звериной морали потомствен ного ландскнехта. Под таким углом зрения смотрит Вольцов и на всю жизнь. Он не задается подобно Хольту вопросом: «Что будет с Германией?». Холодно и трезво расцени вая обстановку на фронтах, Вольцов ду мает лишь о своем солдатском будущем, о своей офицерской карьере. И в ту решающую ночь на Одере он вызывающе бросает в лицо Хорбеку: «За что воевать? Я скажу, хоть ты и не поймешь этого, плебей: за свою солдат скую честь!». Но Хорбек понял, именно он сумел сорвать маску с Вольцова и дать ему меткую, политически верную оценку: «Таковы они все: бешеная банда гене ралов и юнкеров, они страшнее фаши стов, фашисты исчезнут, они вылетят на свалку, и очень скоро, они и были не жизнеспособны... Но милитаристский сброд, он упорнее, он не хочет выми рать, он продолжает жить, подстрекать, убивать!». Слова Хорбека вспомнятся Хольту лишь в самом конце войны. Поздно, страшно поздно, поймет он простую, но жуткую истину: то, что казалось ему си-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2