Сибирские огни, 1963, № 1

Ot < Ж &РЕН ИE. _ Ю. Б л а н к ГОЛОС ДИТЕРА НОЛЛЯ U а литературной арене Германской * * Демократической Республики по­ явился в последние годы целый ряд пи­ сателей, чей возраст колеблется между тридцатью и сорока (Нейхауз, Нолль, Шульц, Шмаль). Автобиографичность — характерная черта произведений этих авторов. Они рассказывают о судьбах своего поколения, получившего в ГДР название «enttäuscht», т. е. «вырвавших­ ся из заблуждения». Наиболее талант­ ливый представитель этого литературно­ го направления •— Дитер Нолль. Он вступил в литературу сравнитель­ но недавно, опубликовав две книги «Госпожа Перлон и другие репортажи» (1953) и «Солнце над морями» (1954). Шесть лет молчания, и вот, наконец, вы­ ходит в свет первый том «Приключений Вернера Хольта»1. Тепло встреченный критикой, роман уже выдержал несколь­ ко изданий, переведен на иностранные языки и в настоящее время экранизи­ руется. В прошлом году книга была удо­ стоена премии имени Генриха Манна. «Приключения Вернера Хольта» — роман о немецкой молодежи военных лет. Его герои, и в первую очередь Хольт, — немцы до мозга костей. Оглу­ шающая трескотня нацистской демагогии повернула их ум в соответствующем на- 1 Д и т е р Н о л л ь . Приключения Вернера Хольта. — «Иностранная литература», 1962, № 4, 5, 6, 7. правлении, вызвала к жизни подлое, низменное, но не смогла искоренить в них эту чисто немецкую склонность •— заниматься самоанализом. Следуя традициям классической не­ мецкой прозы, Дитер Нолль строит свое произведение по канонам так называе­ мого «воспитательного романа». Дейст­ вие развивается в хронологической по­ следовательности, охватывая период от мая сорок третьего года до весны сорок пятого. Герой учится в школе, испыты­ вает влияние семьи, товарищей, женщин, проходит через испытания войны и до­ стигает, наконец, определенных измене­ ний своей сущности. Верность традициям сочетается у Иол- ля с особой, современной манерой рас­ сказа. Подробность следует в романе' за подробностью, деталь за деталью, кадр сменяется кадром, как в кинема­ тографе. И вдруг происходит нечто не­ ожиданное — «взрыв», который ярко оси вещает новые, скрытые до поры грани характеров. Первые страницы романа: домашняя обстановка героя, гимназия, расистская болтовня учителей, проделки учащихся, споры, потасовки. Обычные будни. Но вот главный хулиган класса и соперник Хольта-—Вольцов совершает из ряда вон выходящий поступок. Ему грозит исклю­ чение. И тут происходит первый «взрыв»: Хольт берет вину Вольцова на себя. Это сразу же открывает «окно» во внутренний мир юноши, показывает, как он одинок, как нуждается в друге. Так, от «взрыва» к «взрыву» идет развитие образа главного героя. Инте­ ресно, например, прослодить, как про­ буждается в душе Хольта совесть. Казалось бы, обстановка, в которой воспитывается Хольт, исключает всякую мысль о совести. Правда, это слово’ встречается в лексиконе героев романа, но в довольно странных сочетаниях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2