Сибирские огни, 1963, № 1
правда, бывшего генерала войск СС: «Послевоенный период закончился, мы теперь находимся в предвоенном перио де». Если это не военная пропаганда, не стремление затуманить мозги немец кой молодежи, тогда что это? По этому поводу уместно привести та кой случай. После выхода в свет романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) в ряде школ Гер мании среди учащихся старших классов была распространена анкета с единствен ным вопросом: об отношении к войне на основании романа Ремарка. Каково же было изумление инициаторов этой затеи, как и автора, когда по результатам анке ты было установлено, что подавляющее большинство школьников дало положи тельные отзывы о войне и выразило же лание принять в ней участие, если она повторится. Ремарк, узнав об этом, ска зал, что людям, прочитавшим его книгу и не проникнувшимся отвращением к войне, уже ничем нельзя помочь. Здесь, конечно, писатель не прав, ибо одна книга не могла произвести революции в сознании учащихся, в их мировоззрении, ибо воспитание в школах Германии было проникнуто прусско-завоевательским ду хом, но сам факт заставляет глубоко за думаться... ' Ведь если роман Ремарка — выраже ние ненависти к этой бесчеловечной по тасовке, участником которой оказался писатель, произвел такое неожиданное впечатление на умы молодого поколения его родины, в канун рокового для Гер мании 1933 года, то книги, имеющие целью показать прелести военных похо дов и потому рисующие войну как про гулку-развлечение, путешествие по чу жим странам, в результате которого сол даты возвращаются домой с богатой до бычей, а грудь их украшают сверкающие награды, такие книги интенсивно подго тавливают третью мировую войну. Но, пожалуй, вершиной деятельности реваншистских издательств ФРГ оказал ся выход в свет так называемой «Второй книги Гитлера». Если до недавней поры Гитлер был козлом отпущения, в вину которому вменялись все смертные гре хи, если несколько лет назад его прокли нали и честили на все лады, то теперь маски сброшены, и оголтелые «сверхче ловеки» выступают с открытым забра лом, вновь приняв на идеологическое во оружение реакционнейшие положения учения Ницше и философов фашизма Шпенглера, Ясперса и других, вновь признавая Гитлера своим кумиром. Теперь становится ясно, почему мно гие западнонемецкие публицисты и ли тературные критики, даже если они от нюдь не являются приверженцами соци алистического строя, оказываются не на шутку встревоженными фашизацией ли тературы, а через ее посредство — и гражданского населения ФРГ. Одним из ярких выражений подобной тревоги яви лась статья Эгберта Хоэля о фашистской реставрации литературы Федеративной Республики, опубликованная в одном из прошлогодних номеров мюнхенского журнала «Ди культур». Автор" статьи, оперируя большим фактическим материа лом, убедительно показывает, как далеко зашла эта реставрация, и считает, что настало время решительно выступить против дальнейшего распространения ли тературы, несущей в себе угрозу всему человечеству, в первую очередь мирово му социалистическому лагерю. И, все же, говоря о литературе ФРГ, мы вначале вспоминаем имена Леонгар- да Франка, Генриха Бёлля, Карллюдвига Опица, Ганса Вернера Рихтера, Гюн тера Вайзенборна, Михаэля Хорбаха и многих других прогрессивных мастеров слова, авторов книг, получивших повсе местное признание читателей и высокую оценку критиков разных стран. Именно о такой литературе и пойдет дальше речь. Д ве кнши на одну важную тему Перед нами две книги. Автор одной из них под названием «Преследова тель» — опытный талантливый писа тель, создавший за тридцать лет творче ства немало высокохудожественных про изведений, большинство из которых было тепло встречено читателями многих стран. Другая книга принадлежит перу начинающего писателя и является пока единственным творением его несомненно го дарования. Первый — Гюнтер Вайзенборн, хоро шо известный советскому читателю своим романом «Построено на песке». Второй — Христиан Гайслер, два года назад завершивший первое остро публи цистическое произведение «Запрос». Что роднит этих писателей? В первую очередь то, что оба они ненавидят фа шизм и, с тревогой наблюдая за все бо лее наглеющими недобитыми нациста ми, стремятся словом и делом предосте речь сограждан о грозной опасности, та ящейся в их стране (Гайслер. Вайзен борн — жители ФРГ), не допустить ре ставрацию порядков, господствовавших при Гитлере, предотвратить третью ми ровую войну, которую столь рьяно под готавливает аденауэровская клика. Обе книги в известной степени авто биографичны. Вот что рассказывает о себе Гайслер: «Моя мать — полька по происхождению, мой отец был убежден ным нацистом, который в 1945 году добровольно пошел на Восточный фронт и, как я предполагаю, погиб в борьбе с польскими партизанами. Вторую миро вую войну я, будучи 1928 года рожде ния, провел в гитлерюгенде, помогая при сборе урожая и работая помощни ком трепальщика; после войны изучал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2