Сибирские огни, 1963, № 1

правда, бывшего генерала войск СС: «Послевоенный период закончился, мы теперь находимся в предвоенном перио­ де». Если это не военная пропаганда, не стремление затуманить мозги немец­ кой молодежи, тогда что это? По этому поводу уместно привести та­ кой случай. После выхода в свет романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) в ряде школ Гер­ мании среди учащихся старших классов была распространена анкета с единствен­ ным вопросом: об отношении к войне на основании романа Ремарка. Каково же было изумление инициаторов этой затеи, как и автора, когда по результатам анке­ ты было установлено, что подавляющее большинство школьников дало положи­ тельные отзывы о войне и выразило же­ лание принять в ней участие, если она повторится. Ремарк, узнав об этом, ска­ зал, что людям, прочитавшим его книгу и не проникнувшимся отвращением к войне, уже ничем нельзя помочь. Здесь, конечно, писатель не прав, ибо одна книга не могла произвести революции в сознании учащихся, в их мировоззрении, ибо воспитание в школах Германии было проникнуто прусско-завоевательским ду­ хом, но сам факт заставляет глубоко за­ думаться... ' Ведь если роман Ремарка — выраже­ ние ненависти к этой бесчеловечной по­ тасовке, участником которой оказался писатель, произвел такое неожиданное впечатление на умы молодого поколения его родины, в канун рокового для Гер­ мании 1933 года, то книги, имеющие целью показать прелести военных похо­ дов и потому рисующие войну как про­ гулку-развлечение, путешествие по чу­ жим странам, в результате которого сол­ даты возвращаются домой с богатой до­ бычей, а грудь их украшают сверкающие награды, такие книги интенсивно подго­ тавливают третью мировую войну. Но, пожалуй, вершиной деятельности реваншистских издательств ФРГ оказал­ ся выход в свет так называемой «Второй книги Гитлера». Если до недавней поры Гитлер был козлом отпущения, в вину которому вменялись все смертные гре­ хи, если несколько лет назад его прокли­ нали и честили на все лады, то теперь маски сброшены, и оголтелые «сверхче­ ловеки» выступают с открытым забра­ лом, вновь приняв на идеологическое во­ оружение реакционнейшие положения учения Ницше и философов фашизма Шпенглера, Ясперса и других, вновь признавая Гитлера своим кумиром. Теперь становится ясно, почему мно­ гие западнонемецкие публицисты и ли­ тературные критики, даже если они от­ нюдь не являются приверженцами соци­ алистического строя, оказываются не на шутку встревоженными фашизацией ли­ тературы, а через ее посредство — и гражданского населения ФРГ. Одним из ярких выражений подобной тревоги яви­ лась статья Эгберта Хоэля о фашистской реставрации литературы Федеративной Республики, опубликованная в одном из прошлогодних номеров мюнхенского журнала «Ди культур». Автор" статьи, оперируя большим фактическим материа­ лом, убедительно показывает, как далеко зашла эта реставрация, и считает, что настало время решительно выступить против дальнейшего распространения ли­ тературы, несущей в себе угрозу всему человечеству, в первую очередь мирово­ му социалистическому лагерю. И, все же, говоря о литературе ФРГ, мы вначале вспоминаем имена Леонгар- да Франка, Генриха Бёлля, Карллюдвига Опица, Ганса Вернера Рихтера, Гюн­ тера Вайзенборна, Михаэля Хорбаха и многих других прогрессивных мастеров слова, авторов книг, получивших повсе­ местное признание читателей и высокую оценку критиков разных стран. Именно о такой литературе и пойдет дальше речь. Д ве кнши на одну важную тему Перед нами две книги. Автор одной из них под названием «Преследова­ тель» — опытный талантливый писа­ тель, создавший за тридцать лет творче­ ства немало высокохудожественных про­ изведений, большинство из которых было тепло встречено читателями многих стран. Другая книга принадлежит перу начинающего писателя и является пока единственным творением его несомненно­ го дарования. Первый — Гюнтер Вайзенборн, хоро­ шо известный советскому читателю своим романом «Построено на песке». Второй — Христиан Гайслер, два года назад завершивший первое остро публи­ цистическое произведение «Запрос». Что роднит этих писателей? В первую очередь то, что оба они ненавидят фа­ шизм и, с тревогой наблюдая за все бо­ лее наглеющими недобитыми нациста­ ми, стремятся словом и делом предосте­ речь сограждан о грозной опасности, та­ ящейся в их стране (Гайслер. Вайзен­ борн — жители ФРГ), не допустить ре­ ставрацию порядков, господствовавших при Гитлере, предотвратить третью ми­ ровую войну, которую столь рьяно под­ готавливает аденауэровская клика. Обе книги в известной степени авто­ биографичны. Вот что рассказывает о себе Гайслер: «Моя мать — полька по происхождению, мой отец был убежден­ ным нацистом, который в 1945 году добровольно пошел на Восточный фронт и, как я предполагаю, погиб в борьбе с польскими партизанами. Вторую миро­ вую войну я, будучи 1928 года рожде­ ния, провел в гитлерюгенде, помогая при сборе урожая и работая помощни­ ком трепальщика; после войны изучал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2