Сибирские огни, 1963, № 1
После поражения первой русской ре волюции книжный рынок захлестывал мутный поток низкопробной сексуаль ной и порнографической литературы. Со зданная Толстым в то время галерея женских образов, написанных в высоких традициях русской классики, в борьбе литературных пристрастий и взглядов, помогала демократическому лагерю. Бо льшой запас душевной простоты и све жести, благородства и внутренней гра циозности, присущей этим толстовским женщинам, делает их близкими и совре менному читателю. Поиски Толстого на путях к тому со вершенству характера русской женщи ны, которое воплотилось позже в Даше Телегиной, какой мы знаем ее по со здавшимся на протяжении почти трех десятилетий книгам «Хояедения по му кам», были долгими и сложными. Были на этих путях и «эскизы» и «угадан ные» в других женщинах черты буду щей любимой героини писателя. Велика роль в этих поисках и толстовских жен щин дворянского Заволжья, что, разуме ется, не должно затушевывать социаль но-исторической определенности их ха рактеров. И целый ряд лет перед Толстым в ка честве образца женщины стоял нравст венный облик его матери. В той же автобиографии 1913 года, где Толстой говорил о единственной тог дашней вере в облагораживающую силу любви, он писал о матери, давно уже умершей: «Я не знаю до сих пор жен щины более возвышенной, чистой и прекрасной». ...Когда я, бывая в столице, проез жаю по одной из самых оживленных ма гистралей и слышу, как радиоголос в троллейбусе привычно называет очеред ную остановку: «Улица Алексея Толсто го»,— я мысленнно переношусь в стоя щий где-то поблизости на боковой ти хой улочке, с архитектурой старой Моск вы, дом. Многое в нем сохранено так, как было при жизни Алексея Николае вича. Над его письменным столом висит большая фотография матери — изящная красавица, в пышном старомодном на ряде, с умным лицом и горячими глаза ми. Он любил этот портрет. И во всех странствиях своей бурной жизни не рас ставался с ним. Он всегда был там, где писатель обычно держит только самое необходимое, — в его рабочем кабинете. Мать из окошка своей молодости смот рела на сына в часы напряженного тру да, раздумий, радостных порывов и трудных решений. Там этот портрет ви сит и сейчас, как висел всегда. (Продолжение следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2