Сибирские огни, 1963, № 1

После поражения первой русской ре­ волюции книжный рынок захлестывал мутный поток низкопробной сексуаль­ ной и порнографической литературы. Со­ зданная Толстым в то время галерея женских образов, написанных в высоких традициях русской классики, в борьбе литературных пристрастий и взглядов, помогала демократическому лагерю. Бо­ льшой запас душевной простоты и све­ жести, благородства и внутренней гра­ циозности, присущей этим толстовским женщинам, делает их близкими и совре­ менному читателю. Поиски Толстого на путях к тому со­ вершенству характера русской женщи­ ны, которое воплотилось позже в Даше Телегиной, какой мы знаем ее по со­ здавшимся на протяжении почти трех десятилетий книгам «Хояедения по му­ кам», были долгими и сложными. Были на этих путях и «эскизы» и «угадан­ ные» в других женщинах черты буду­ щей любимой героини писателя. Велика роль в этих поисках и толстовских жен­ щин дворянского Заволжья, что, разуме­ ется, не должно затушевывать социаль­ но-исторической определенности их ха­ рактеров. И целый ряд лет перед Толстым в ка­ честве образца женщины стоял нравст­ венный облик его матери. В той же автобиографии 1913 года, где Толстой говорил о единственной тог­ дашней вере в облагораживающую силу любви, он писал о матери, давно уже умершей: «Я не знаю до сих пор жен­ щины более возвышенной, чистой и прекрасной». ...Когда я, бывая в столице, проез­ жаю по одной из самых оживленных ма­ гистралей и слышу, как радиоголос в троллейбусе привычно называет очеред­ ную остановку: «Улица Алексея Толсто­ го»,— я мысленнно переношусь в стоя­ щий где-то поблизости на боковой ти­ хой улочке, с архитектурой старой Моск­ вы, дом. Многое в нем сохранено так, как было при жизни Алексея Николае­ вича. Над его письменным столом висит большая фотография матери — изящная красавица, в пышном старомодном на­ ряде, с умным лицом и горячими глаза­ ми. Он любил этот портрет. И во всех странствиях своей бурной жизни не рас­ ставался с ним. Он всегда был там, где писатель обычно держит только самое необходимое, — в его рабочем кабинете. Мать из окошка своей молодости смот­ рела на сына в часы напряженного тру­ да, раздумий, радостных порывов и трудных решений. Там этот портрет ви­ сит и сейчас, как висел всегда. (Продолжение следует)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2