Сибирские огни, 1963, № 1
рым пришел тогда писатель, и темой вымирания «дворянских гнезд», захва тившей его; этот интерес был результа том всего комплекса идейного развития Толстого. Но в учебе у классика рус ской литературы молодой Толстой с са мого начала меньше всего был копиис том или подражателем. И у Веры Ходанской, и у Сонечки Репьевой, и у Кати Волковой общими чертами являются цельность, нравствен ная чистота и поэтичность натуры, спо собность к большой самоотверженной любви. Это роднит их с «тургеневскими девушками». Но есть и существенная разница. Тургеневские героини — нату ры деятельные, активные. Они «всегда сторонятся пошлости, внутренней ничто жности и слабости в людях, стремятся к сильному, смелому, богатому духом и характером человеку». Для них сама любовь «почти всегда связана со стрем лением к деятельности и к высоким иде алам». (С. П. Петров «И. С. Тургенев. Творческий путь», М., 1961, стр. 557). Совсем не то уже — толстовские по ложительные героини заволжского цик ла. При всех своих высоких нравствен ных качествах — это натуры пассивные, созерцательные, склонные подчиняться воле обстоятельств. Всю в белом, одино ко и задумчиво сидящей на скамеечке у пруда,—в такой позе, пожалуй, легче всего представить себе девушку Толсто го. И это уже не просто излюбленная поза, а душевное прибежище, сладкий сон наяву, в котором • Вера Ходанская или Сонечка Репьева охотно остались бы навсегда, если бы и в последнее это прибежище не вторгалась бесцеремонно грубая действительность. Тургеневские девушки отвергали бла городных и блестящих рудиных, чувст вуя в них душевную вялость. Героини дворянского Заволжья начала XX века безропотно становятся супругами полу- юродивых, вроде Никиты Репьева («Ми- шука Налымов») или же того хуже — добычей оскотинивщихся дельцов, вроде Смолькова («Чудаки»), или салонных развратников и изощренных садистов, вроде выродившегося потомка «лишних людей» князя Краснопольского («Хро мой барин»). Это — белые лебеди, жерт вы дикости окружающей их жизни. Выше я говорил о матери Толстого, о сестре Лиле, о других «смутьянках» в затхлой среде помещичьего быта. Ак тивностью характеров персонажи завол жского цикла уступают некоторым из этих женщин столь же заметно, как и тургеневским героиням. Случайно ли? Думаю, что не случайно. Писателя-реалиста Алексея Толсто го интересовал главрый процесс, захва тивший то дворянство, которое не суме ло приспособиться к новым буржуазным условиям. Общее оскудение этой части помещичьего класса не могло не отра зиться и на тех, кто был высшим дости жением его морали и быта, — на луч ших из лучших его женщинах, в ком (в девичьих светелках, в искусственно со зданном неведении реальной жизни) кон сервировались лучшие качества, создан ные традиционной дворянской культу рой. Поэтому, даже любуясь своими ге роинями, Толстой, однако, нигде не на деляет их такими чертами, которые не позволяли бы им больше оставаться в рамках своей родной среды. Нравствен ный пример матери и немногих других женщин, пошедших дальше, поднявших ся до морального разрыва со своей сре дой, учитывался, по-видимому, Толстым лишь в той мере, в какой это соответ ствовало его художнической задаче. Вот почему совершенно не прав кри тик М. Чарный. Толстовские героини, при всем их очаровании, вовсе не ка жутся «рожденными не от своих отцов» или занесенными «откуда-то с иной пла неты». Во всяком случае за таковых их можно принять с основанием ничуть не большим, чем тургеневских девушек по сравнению с их папа, мама и «сродст венниками». В конце концов не так уж велика разница между крепостником Стаховым, отцом Елены из романа «На кануне», и помещиком Волковым, роди телем Катеньки («Хромой барин»), А вот различие между главными героиня ми этих романов, одинаково выросших на книгах в дворянских теремах, но в разное время, различие между Еленой Стаховой, бросившей все и пошедшей за болгарским революционером Инсаро вым, и Катей Волковой, покорно ожида ющей возвращения блудного мужа, сво его «хромого барина» — эта разница и ярче, и показательней. Тургеневские героини были передовы ми жеЬщирадои своего времени, их сти хийное вольнолюбие легко облекалось в общественные формы. Можно привести немало свидетельств русских революци онеров (Веры Фигнер, Кропоткина и др.) о том, какое значение для них в пору молодости имели героини Тургенева. Ко нечно, героини дворянского Заволжья уже не были таковыми для периода по сле революции 1905 года. Сам Толстой говорил впоследствии, что он писал произведения об «эпигрнах дворянской^ быта». Эпигонами в этом смысле были не только разновид ности дворянских последышей, но и еще живший кое-где остатками в их среде тип положительной героини. Как видим, изменения в жизни дво рянства «за те пятьдесят-шестьдесят лет, которые отделяют героев Тургенева от дворянских героев Алексея Толсто го», запечатлелись в образах его геро инь столь же точно, как и в образах мужчин. Однако ограниченность героинь ран него Толстого не должна вызывать уп рощенческой недооценки их значения в литературе и творческом пути писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2