Сибирские огни, 1963, № 1
из-за которого стрелялась (этого послед него никто не знает). Граф свадьбы при знавать не желает, и он, и бабушка на свадьбе не были. Значит, Лиля отстоя- ла-такн себя и свою любовь. Я этому очень порадовалась...» Кстати, скажу и еще об одной малень кой находке в архиве. Не в пример дру гим «графчикам» Толстым, которые чу рались младшего брата, до прямой вра жды к нему, Лиля хранила к Алексею Николаевичу теплые чувства. Они встре чались, оказывается, когда старшая се стра заезжала в Москву. Об этом рас сказывается в письме Марии Леонтьев ны Тургеневой А. А. Вострому от 22 февраля 1914 года: «...свиделись и сра- 'зу установились душевные отношения. Могу сказать, что такой женщины не видела —и хороша царственно, и пре лестна — сразу все сердца взяла... Але ша так был светел и счастлив, что у не го есть сестра и что она пришла». За расположение сестры к себе Алек сей Николаевич отплатил с лихвой. В «Детстве Никиты» есть девочка, с уди вительно синими глазами, дама сердца маленького Никиты, его подруга по мно гим необыкновенным приключениям. Ее зовут Лиля... Произведения Толстого, посвященные быту разоряющегося дворянства, назы вают еще «семейными хрониками», по тому что многие сюжетные линии и об разы их навеяны действительными слу чаями, происходившими с многочислен ными родственниками писателя. Напри мер, прототипом поэтического образа чи стой и милой Верочки Ходанской («Ми- шука Налымов») в значительной мере является любимая сестра Александры Леонтьевны — Ольга Леонтьевна, «Ле ля», которой посвящен роман «Неуго монное сердце». Количество таких при меров можно значительно увеличить, просмотрев хотя бы комментарии к пер вым томам собрания сочинений А. Н. Толстого. Наверное, еще больше подобных при меров можно было бы найти и не среди родственниц писателя. Но дело в конце концов не в количестве случаев. Много ли было в жизни «тургеневских деву шек» в те времена, когда И. С. Турге нев за несколько лет ввел в русскую литературу целую галерею своих поло жительных героинь? Если верить совре менникам — очень мало. На это указы вал Добролюбов, характеризуя героиню романа «Накануне» Елену Стахову. А Лев Толстой уже в 1901 году говорил: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты жен щин. Может быть, таковых, как он пи сал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это — верно, я сам наб- *людал потом тургеневских женщин в жизни». (Цит. по книге Н. Л. Бродский «И. С. Тургенев», М., 1950, стр. 58— 59). Вообще количественные категория редко являются решающими в искусст ве. Гораздо интересней разобраться в другом — в характере наследования А. Толстым тургеневских традиций. Связь с творчеством Тургенева у Толстого была давней и глубокой. С малых лет Александра Леонтьевна при вила сыну свою любовь к Тургеневу. Как пишет Толстой в «Краткой автоби ографии», с детства «любимым писате лем был Тургенев. Я начал его слушать (чтение родителей вслух — Ю. О.) в зимние вечера лет с семи». Сохрани лось школьное сочинение Толстого, от носящееся, по-видимому, к 1900 году на тему «Кто мой любимый писатель?» Семнадцатилетний юноша называет Тур генева и объясняет, чем тот привлекает его: «Тургенев выставляет природу дей ствительную, истинную и прекрасную... Он не описывает падших женщин, не останавливается на них, а выставляет девушку во всей красоте, дав ей лавро вый венок за самоотвержение, за вели кий подвиг, за смягчение мужчин и на талкивание их на благородные дела в мысли... Как у Лермонтова в «Герое нашего времени» проводится один тип— Печорина, так в романах Тургенева... тип девушки чистой, гордой, с сильной волей, с возвышенными стремлениями; возьмем Елену, Лизу, Мащу, Ольгу, они одна прекраснее другой, и, несмотря на общее сходство, — в них столько раз нообразия; столько жизни, что никогда не пресыщаешься одним типом, но сно ва и снова живешь с ним одной жиз нью» (архив ИМЛИ, инв. № 3/3). Не пройдет и десяти лет, как турге невские традиции в изображении харак тера русской женщины продолжит сам Толстой. Думаю, что здесь нет необходимости в повторении общих мест — обращение к тем или иным традициям зависит, ко нечно же, не только от заложенных с детства нравственных или эстетических симпатий, от воспитанных литературных привязанностей. В конце концов, у каж дого из нас в юные годы бывает много самых разных учителей и наставников, но то, к чьему опыту из них Мы обра щаемся, делая шаги на самостоятель ном поприще, зависит от окружающей обстановки, от задач, которые выдвига ет жизнь. «Кончив учебу, будем учить ся», — как сказал однажды мой уни верситетский товарищ. У кого учиться? Применительно к литературе — это за висит прежде всего от позиций писате ля, от его идейных и эстетических уст ремлений. И если я несколько акценти рую внимание на дальних истоках обра щения Толстого к тургеневским тради циям, то делаю это только потому, что критика до сих пор об этом не писала. Интерес дореволюционного Толстого в Тургеневу был вызван и теми идеала ми облагораживающей любви, к кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2