Сибирские огни, 1963, № 1
для писателя в те годы средоточием его гуманистических идеалов, обеспечиваю щих высоту позиций, с которых он об рушивался' на свинеющих и заживо гни ющих в своих усадьбах последышей дво рянского быта, вроде памятного Мишуки Налымова, и приходящих им на смену рыцарей чистогана. Идеал любви давал светлые и жизнеутверждающие краски таланту писателя, погружавшегося в те годы в самые мрачные пласты русской жизни. Известно также, кто является в ран них произведениях Толстого олицетво рением этих светлых поэтических на чал. Прежде всего — героини, женские персонажи. Таковы Вера Ходанская («Мишука Налымов»), Сонечка Репьева (роман «Чудаки»), Катя Волкова (роман «Хромой барин»), В этих благородных, но пока, увы, сплошь неудачливых меч тательницах, чарующих свежестью и чи стотой чувства, а также в героинях ряда других предреволюционных произведе ний уже намечены некоторые черты, видны подступы Толстого к самому по этическому из его созданий в галерее женских характеров — к образу Даши Телегиной. Не расходятся критики и в том, чьи традиции в изображении русской жен щины продолжает в данном случае молодой Толстой. Конечно же, в пер вую очередь — И. С. Тургенева, с его возвышенными, поэтическими, лилейно чистыми героинями. Но вот вопрос: имел ли Толстой осно вания, давала ли ему жизнь достаточный материал, чтобы в среду разложившихся обитателей помещичьих усадьб «пере садить» вдруг... преемниц тургеневских девушек? Реалистическое изображение Толстым деградации дворянства между двумя революциями явилось его художествен ным открытием. Острый взгляд писате ля увидел в первом сословии империи переживших себя чудаков, зловещих анекдотических тупиц, стяжателей, сластолюбцев, у которых под дворянской фуражкой с красным околышем обозна чились на лицах трупные пятна вырож дения. Изображенные сильно и красочно, эти черты персонажей писателя де лали его произведения новым словом в русской литературе. Но были ли таким художественным открытием женские положительные образы раннего Толсто го? Или, может быть, это всего-навсего создания писательской фантазии, «под Тургенева», выражающие идеалы автора, но не отражающие положения дел в жизни, а значит, пусть талантливое, но все-таки поневоле повторение чего-то со зданного до него? Оказывается, существует и такая точ ка зрения. В своей интересной, недавно вышед шей книге критик М. Чарный («Путь Алексея Толстого», М., 1961), характе ризуя произведения дореволюционного Толстого, посвященные последышам дворянского быта, пишет: «В этой обста новке распада выделяются только жен ские образы. И в «Чудаках», и в «Ми- шуке Налымове», и в других рассказах, а потом и в «Хромом барине» Толстой рисует образы женщин, которые с очаро ванием душевной простоты сочетают благородство чувства и постоянную го товность принести себя в жертву... Легко заметить, что Толстой в жен ских образах продолжает традицию луч ших русских писателей, и прежде всего Тургенева. Но не кажутся ли героини А. Толстого занесенными в общество Налы- мовых откуда-то с иной планеты? В турге невских дворянских гнездах эти благо родные поэтические создания были род ственны по духу Рудиным и Лаврецким. Очень многое изменилось за те пятьде- сят-шестьдесят лет, которые отделяют героев Тургенева от дворянских героев Алексея Толстого; Толстой увидел и за печатлел эти изменения прежде всего в образах мужчин. И потому создается иногда такое впечатление, точно рожда лись Сони и Веры не от своих отцов, точно они люди другого рода. Частичное объяснение этому можно найти в том, что даже в среде господствующего класса женщины были неравноправной, угнетаемой частью общества» (стр. 22). Таким образом, критик, хотя и очень осторожно, высказывает серьезные со мнения в том, насколько появление пре емниц «тургеневских девушек» в раннем творчестве Толстого соответствовало фактам из жизни тогдашних помещичь их усадеб. Установление жизненности или нежизненности (хотя бы «частич ной») женских образов Толстого тотчас влечет за собой другой интересный во прос, который невольно затрагивает критик,— о характере наследования Тол стым тургеневских традиций. Словом, мы должны быть благодарны М. Чарно- му, что он вынес на обсуждение ряд ин тересных вопросов. Первый из них разрешается сравни тельно просто. Женщин, нравственно красивых, даже сильнее характером, чем те, что выведены в ранних произве дениях писателя, было совсем немало в тогдашней дворянской среде, в том чис ле и в близком окружении Толстого. Нравственный пример матери, который, естественно, первым мог возникнуть пе ред его глазами, был далеко не единст венным: В одном из писем Александра Леон тьевна рассказывает о силе чувства и- смелом поступке своей дочери Лили, той самой, которая осталась восьмилетней девочкой у графа, когда ей самой приш лось навсегда покинуть семью: «...Свадь ба Лили была в Саратове, — пишет Александра Леонтьевна 19 мая 1898 го да Вострому. — Рахманинов это тот самый, которого она любит пять лет и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2