Сибирские огни, 1963, № 1
сил. И для того, чтобы повлиять на при сяжных, выбрал самую верную тактику: оставаться графом, перед которым это судившее сейчас его «мужичье» привык ло сгибаться. Он решил показать им, что ж человек тонких чувств и благородно го поведения, комильфо, а Востром — мужлан, быдло, осквернитель святыни, черный негодяй, презревший всякие по нятия о добродетели, нравственности и правилах хорошего тона. Граф Николай Александрович очень удачно (хотя, повторяю, и слегка труся) разыгрывал перед присяжными ходячего добродетельного героя из тех бульвар ных книжек, которые, может быть, толь ко и читали сидевшие на скамьях заседа телей купцы и мещане. По рассказанной графом версии собы тий, каждый свой шаг он совершал не иначе, как согласовав его прежде с бук вой этикета и правил хорошего тона. Ему, аристократу «голубой крови», чуж до все низменное (а значит, и сама мысль о покушении на убийство!). Этой же цели служит оглашенный, по просьбе обвиняемого, письменный вызов Востро му на дуэль и т. д. и т. п. Однако, разыгрывая на подмостках суда эту роль, граф Толстой заранее при нял ряд закулисных мер, в которых не только нет и тени рыцарства, но кото рые, напротив, поражают бабьей трусо стью и мелочной мстительностью рас чета. Если Востром еще до принятия прися ги обратился к председательствующему суда с вопросом, не может ли он «совсем отказаться от показаний», так как не на мерен обвинять графа; если вторая глав ная свидетельница обвинения Александ ра Леонтьевна, которая при желании «топить» графа нашла бы возможность присутствовать на суде, предпочла со слаться на нездоровье, то внутреннее великодушие Николаю Александровичу вовсе не было свойственно. Еще до суда он симулировал пулевую контузию в ру ку (которую отказалась подтвердить даже благосклонная медицинская экспертиза) и продырявил на себе верхнюю одежду. Все это должно было подкрепить его вер сию, будто не он Вострома, а Востром— его хотел убить из револьвера, который он вытащил, чтобы «только постращать». И если бы у Николая Александровича были хоть какие-нибудь доказательства, кроме продырявленной рукой накидки, можно не сомневаться, он не упустил бы возможность сквитать счеты. Уже в подборе свидетелей видна пред взятость суда, делавшего все, чтобы по мочь подсудимому оправдаться. Сиятель ный обвиняемый мог изображать из себя святейшую добродетель, показания его могут быть шиты какими угодно белыми нитками — никто из состава суда и не подумает вмешаться. Тут самарская Фе мида бесстрастна, как бронзовая статуэт ка этой богини. Но вот начинаются показания единст венного оказавшегося в активе обвине ния свидетеля (он же потерпевший) Вострома — и бронзовое «изваяние» оживает. Защитник Ященко задает Вострому явно провокационный вопрос — посещал ли он графиню, когда та проживала в Пе тербурге с мужем? «Потерпевший В. спрашивает председателя г. Смирнитско- го, обязан ли он отвечать на вопросы, не идущие к делу. Председатель, вместо того, чтобы заметить защитнику о неу~ местности вопроса, сказал потерпевшему Вострому: «На все, что клонится к ваше му обвинению, вЫ можете не отвечать», («Неделя»). А. А. Востром, отчим писателя, в 1915 году, На обороте фотографии — дарственная над- пись неизвестному лицу. Из фондов Куйбы шевского литературно-мемориального музея А. М. Горького. (Публикуется впервые). Это была уже не первая подобная ого ворка. Председательствующему г-ну Смирнитскому, при всем его годами тре нированном чиновном бесстрастии, все- таки не удавалось скрыть, кого на самом деле он предпочел бы видеть на скамье подсудимых. Однако особенно рьяно выгораживал подсудимого... главный обвинитель на процессе — прокурор Завадский. Так, например, в своей речи прокурор увидел основную трудность, препятствующую установлению виновности, «в том, что мы имеем дело не с убийством, а только с покушением». Выходило, что предста витель государственной справедливости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2