Сибирские огни, 1963, № 1

с полной уверенностью сказать, Что проблема оседлости в Эвенкии оконча­ тельно решена. В каждом колхозе ве­ дется большое строительство жилых до­ мов. Все это так. И тем не менее, читатель вправе сказать: «Но ведь этого же мало! Восемь лет для нашей бурной, стреми­ тельной жизни — большой срок. Неуже­ ли за восемь лет так и не тронуты не­ сметные природные богатства Эвен­ кии?» Да, не тронуты сокровища эвенкий­ ских недр, не используются еще произ­ водительные силы необъятного таежного края. Впрочем, сделать это не так про­ сто. Огромными, тысячекилометровыми расстояниями оторвана Эвенкия от же­ лезных дорог, даже .от Енисея. И, веро­ ятнее всего, только строительство Ниж­ не-Тунгусской ГЭС позволит проникнуть к сокровищам Эвенкии. Миллиарды тонн угля будет давать Тунгусский бассейн, начнется промышленное использование драгоценных металлов и минералов. Вы­ растут рудники, шахты, комбинаты. А сегодня Эвенкия — только соболи­ ный край. «Мягкое золото» — ее единст­ венное и основное богатство, отдавае­ мое государству. К сожалению, эта «от­ дача» очень мала. Потому что острые проблемы охотничьего промысла в долж­ ной мере не решаются. За последние годы в Эвенкии резко со­ кратилось количество кадровых охотни- ков-эвенков. В подавляющем большинст­ ве колхозов оно уменьшилось в два, три, а то и в четыре раза. Об этом с болью в сердце говорили многие председатели колхозов: и Илья Александрович Сапож­ ников, и Николай Ильич Чапогир из колхоза «Эвенкия» и другие. Сейчас среди охотников можно встретить, в ос­ новном, только людей старшего и сред­ него возраста. А на смену им молодежь не приходит. Как правило, молодые эвенки не идут в охотничьи бригады (как и в рыболовецкие или оленеводческие). В чем же тут дело? Думается, что од­ на из причин кроется в той системе чрезмерной опеки и заботы, которыми издавна окружает наше доброе, велико­ душное, многонациональное государство народности Крайнего Севера. В самом деле, с первого же дня рождения и до зрелого возраста, до окончания среднего учебного заведения, эвенкийская моло­ дежь находится на полном государст­ венном обеспечении. Государство кор­ мит, поит, обувает, покупает книги, учебники, тетради, платит за обучение, за жилье, за воспитание. Это было, конечно, разумно и необхо­ димо в первые годы советской власти, когда эвенки только начинали свой путь от родового строя до колхозов. Это было необходимо в первые годы коллективиза­ ции, когда колхозы были слабыми, не­ окрепшими. Своей безграничной до­ бротой, своей щедрой заботой советская власть открывала перед эвенками широ­ кие пути к знаниям, к культуре. Но есть ли необходимость в такой непомерной щедрости сейчас, на тридцать втором го­ ду существования Эвенкийского нацио­ нального округа? Есть ли необходимость в такой дорогостоящей, исключительной заботе сейчас, когда многие эвенкийские колхозы стали миллионерами, имеющи­ ми возможность содержать на своей пен­ сии престарелых колхозников, оплачи­ вать бюллетени, отпуска? Когда каж­ дый колхозник зарабатывает в среднем от 80 до 100 рублей в месяц, а в каждой семье обычно несколько трудоспособ­ ных? Когда выросла своя интеллигенция, свои врачи, учителя, даже ученые и поэ­ ты? Может быть, следовало бы сохра­ нить такие привилегии, но только для способной, успевающей в учебе молоде­ жи и, разумеется, для сирот, для детей матерей-одиночек. А случилось так, что большая часть эвенкийской молодежи стала воспринимать заботу о них, как нечто должное, само собой разумеющее­ ся, как некий бессрочный вексель, кото­ рый никогда не будет полностью опла­ чен. Вольно или невольно, но такая си­ стема заботы и опеки порождает ижди­ венческие настроения. Многие эвенкийские юноши и девуш­ ки, оканчивая школы и другие учебные заведения, навсегда покидают Эвенкию. А остальные, даже не окончив школы, оседают на факториях, занимаются чем угодно, только не охотой и не оленевод­ ством. Сколько раз я встречал хорошо одетых, сильных, крепких молодых лю­ дей, слоняющихся без дела по фактории! Нет, чего греха таить, избаловали мы эвенкийскую молодежь! Как это ни гру­ стно, но дети потомственных охотников не хотят заниматься исконным, традици­ онным делом своих отцов и дедов. А де­ вушки-эвенки не овладевают чудесным прикладным искусством своих матерей и бабушек — шитьем парок, унтов, бока- рей, выделкой камуланов (ковриков). Они забыли, как вышивать бисером изу­ мительные орнаменты, украшавшие ког­ да-то эти унты, бокари, парки. Короче говоря, забыли свое национальное искус­ ство. Сейчас на факториях не встретишь ни одного эвенка в расшитых бисером бокарях или унтах. Некоторые оправды- ваюся тем, что, дескать, бисера сейчас нет в продаже. Да, это правда. Почему- то наши фабрики перестали выпускать бисер. Но если бы по этому поводу в свое время забили тревогу — он давно бы уже появился. И в широком ассорти­ менте. Ныне во всех средних школах нашей страны введены политехническое образо­ вание, обязательная производственная практика. Почему же нельзя применить те же методы воспитания, обучения де­ тей и в школах Крайнего Севера, в част­ ности —Эвенкии? Почему нельзя ввести в старших классах эвенкийских школ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2