Сибирские огни, 1963, № 1
с полной уверенностью сказать, Что проблема оседлости в Эвенкии оконча тельно решена. В каждом колхозе ве дется большое строительство жилых до мов. Все это так. И тем не менее, читатель вправе сказать: «Но ведь этого же мало! Восемь лет для нашей бурной, стреми тельной жизни — большой срок. Неуже ли за восемь лет так и не тронуты не сметные природные богатства Эвен кии?» Да, не тронуты сокровища эвенкий ских недр, не используются еще произ водительные силы необъятного таежного края. Впрочем, сделать это не так про сто. Огромными, тысячекилометровыми расстояниями оторвана Эвенкия от же лезных дорог, даже .от Енисея. И, веро ятнее всего, только строительство Ниж не-Тунгусской ГЭС позволит проникнуть к сокровищам Эвенкии. Миллиарды тонн угля будет давать Тунгусский бассейн, начнется промышленное использование драгоценных металлов и минералов. Вы растут рудники, шахты, комбинаты. А сегодня Эвенкия — только соболи ный край. «Мягкое золото» — ее единст венное и основное богатство, отдавае мое государству. К сожалению, эта «от дача» очень мала. Потому что острые проблемы охотничьего промысла в долж ной мере не решаются. За последние годы в Эвенкии резко со кратилось количество кадровых охотни- ков-эвенков. В подавляющем большинст ве колхозов оно уменьшилось в два, три, а то и в четыре раза. Об этом с болью в сердце говорили многие председатели колхозов: и Илья Александрович Сапож ников, и Николай Ильич Чапогир из колхоза «Эвенкия» и другие. Сейчас среди охотников можно встретить, в ос новном, только людей старшего и сред него возраста. А на смену им молодежь не приходит. Как правило, молодые эвенки не идут в охотничьи бригады (как и в рыболовецкие или оленеводческие). В чем же тут дело? Думается, что од на из причин кроется в той системе чрезмерной опеки и заботы, которыми издавна окружает наше доброе, велико душное, многонациональное государство народности Крайнего Севера. В самом деле, с первого же дня рождения и до зрелого возраста, до окончания среднего учебного заведения, эвенкийская моло дежь находится на полном государст венном обеспечении. Государство кор мит, поит, обувает, покупает книги, учебники, тетради, платит за обучение, за жилье, за воспитание. Это было, конечно, разумно и необхо димо в первые годы советской власти, когда эвенки только начинали свой путь от родового строя до колхозов. Это было необходимо в первые годы коллективиза ции, когда колхозы были слабыми, не окрепшими. Своей безграничной до бротой, своей щедрой заботой советская власть открывала перед эвенками широ кие пути к знаниям, к культуре. Но есть ли необходимость в такой непомерной щедрости сейчас, на тридцать втором го ду существования Эвенкийского нацио нального округа? Есть ли необходимость в такой дорогостоящей, исключительной заботе сейчас, когда многие эвенкийские колхозы стали миллионерами, имеющи ми возможность содержать на своей пен сии престарелых колхозников, оплачи вать бюллетени, отпуска? Когда каж дый колхозник зарабатывает в среднем от 80 до 100 рублей в месяц, а в каждой семье обычно несколько трудоспособ ных? Когда выросла своя интеллигенция, свои врачи, учителя, даже ученые и поэ ты? Может быть, следовало бы сохра нить такие привилегии, но только для способной, успевающей в учебе молоде жи и, разумеется, для сирот, для детей матерей-одиночек. А случилось так, что большая часть эвенкийской молодежи стала воспринимать заботу о них, как нечто должное, само собой разумеющее ся, как некий бессрочный вексель, кото рый никогда не будет полностью опла чен. Вольно или невольно, но такая си стема заботы и опеки порождает ижди венческие настроения. Многие эвенкийские юноши и девуш ки, оканчивая школы и другие учебные заведения, навсегда покидают Эвенкию. А остальные, даже не окончив школы, оседают на факториях, занимаются чем угодно, только не охотой и не оленевод ством. Сколько раз я встречал хорошо одетых, сильных, крепких молодых лю дей, слоняющихся без дела по фактории! Нет, чего греха таить, избаловали мы эвенкийскую молодежь! Как это ни гру стно, но дети потомственных охотников не хотят заниматься исконным, традици онным делом своих отцов и дедов. А де вушки-эвенки не овладевают чудесным прикладным искусством своих матерей и бабушек — шитьем парок, унтов, бока- рей, выделкой камуланов (ковриков). Они забыли, как вышивать бисером изу мительные орнаменты, украшавшие ког да-то эти унты, бокари, парки. Короче говоря, забыли свое национальное искус ство. Сейчас на факториях не встретишь ни одного эвенка в расшитых бисером бокарях или унтах. Некоторые оправды- ваюся тем, что, дескать, бисера сейчас нет в продаже. Да, это правда. Почему- то наши фабрики перестали выпускать бисер. Но если бы по этому поводу в свое время забили тревогу — он давно бы уже появился. И в широком ассорти менте. Ныне во всех средних школах нашей страны введены политехническое образо вание, обязательная производственная практика. Почему же нельзя применить те же методы воспитания, обучения де тей и в школах Крайнего Севера, в част ности —Эвенкии? Почему нельзя ввести в старших классах эвенкийских школ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2