Сибирские огни, 1963, № 1
К а зим и р Л И С О В С К И Й СОБОЛИНЫЙ КРАЙ I Последний раз я был в Эвенкии в 1954 году. И вот сейчас, восемь, лет спустя, на белоснежном, как лебедь, ре фрижераторе-505 я снова отправился в далекий край, на Подкаменную Тунгу ску. ...Заповедные, нетронутые места, в который раз я уже вижу вас! Почти у самого носа судна проплывает пара со хатых. Взлетают при нашем приближе нии стаи диких уток и гусей. Низко над вершинами хребтов пролетают лебеди, А вот и урочище Щёки. На сто с лиш ним метров поднимаются над рекой ска лы. Совершенно отвесные, неприступ ные, они принимают в сумерках или ту манным утром самые причудливые очер тания. Вот развалины рыцарского зам ка... Вот женщина с ребенком на руках... Вот какой-то мыслитель (и впрямь похо жий на роденовского!) в раздумье скло нил голову на колени... Фантазия вос создает одну картину за другой. Не че ловек, конечно, — ветер, вода и солнце придали этим скалам такие оригиналь ные формы. Удивительный скульптор — природа. Скалы, скалы, скалы... Поднебесные хребты, на вершинах которых еще ле жит снег. Впрочем, белеет и в распадах. И не только снег. Некоторые таежные речки еще не тронулись. Они ослепи тельно сверкают на солнце своим сине вато-белым льдом. На хребтах — яркая зелень кедров и нежно-сиреневая дымка еще прозрачных, не распустившихся, не зазеленевших, хотя сейчас и конец мая, лиственниц, берез, осин... И голые, ас пидно-черные глыбы. Камень... Куда ни глянешь — всюду камень. Одним сло вом — Подкаменная! Слева скрылась из глаз одна из самых очаровательных рек Эвенкии — Вельмо, приток Подкаменной. Мы на несколько километров поднялись вверх по реке, чтобы выгрузить более ста тонн муки на Бурный ручей, в крохотный поселок Бурный, где живут охотники-староверы, А к вечеру впереди показалось несколь ко избушек, знакомых мне (хотя это уже были новые) еще по 1954 году. Здесь живет семья известного в этих местах охотника-старовера Стахея Алексеевича Щёголева. Старовер... Кержак... Еще и сейчас это слово звучит сино нимом самого отсталого, дикого, глухого. «Кержацкий дух», «кержацкий быт», «кержацкий нрав»... Как часто мы про износим эти слова, не вдумываясь, что за годы советской власти изменилось все, в том числе и былые представления о староверах! А, прежде всего, измени лись они сами, их быт, устои, нравы. С волнением вглядывался я в прибли жающийся берег с избушками у быст рого ручья. А дальше поднимались хреб ты, поросшие щетиной тайги. Два года назад, во время бурного, еще небывало го в этих местах половодья, были начи сто сметены старые избушки. И вот они опять возникли на берегу — правда, за ново отстроенные. Какую же надо иметь любовь к жизни, волю, терпение, чтобы снова возвести дома на том же месте, на перекор грозной Подкаменной Тунгуске! Жив ли хозяин этих мест? Выйдет ли он навстречу нам, как всегда — силь ный, широкоплечий, кряжистый, как кедр, с русой окладистой бородой и го лубыми, теплыми глазами? Ведь уже тогда, восемь лет назад, ему было "а шестьдесят... И пока мы делали оборот, причаливая к берегу, он сам показался вместе со своими сыновьями. Неторопливо спустил ся к воде, улыбнулся, узнал нас и, взяв конец, закрепил его на берегу. Конечно, восемь лет — срок немалый, тем более — для человека преклонных Ю- «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2