Сибирские огни, 1963, № 1
Но после того, как узнал, что десятилетия назад по этому перрону проходил Владимир Ильич, он ступал по деревянному настилу с таким чувством, будто история, отодвинув назад десятилетия, делала его свидетелем расставания Ленина с Сибирью. Из сибирской ссылки гениальный стратег классовых битв, провидец, мечтатель увозил план освоения Сибири, мощи ее рек, недр, лесов. Сквозь непроницаемость будущего он- видел обузданные Енисей и Ангару, видел Сибирь в заводских заревах, видел новые города и пажити. «Здесь у подножия Саян» ныне все это стало явью. Бережной присел на высвободившуюся скамейку в конце перрона. Ему припомнились строки гастевского «Экспресса»: «Мир живет накануне новых потрясений, смелых жестов, дерзких вызовов». Нет, не случайно эта поэма была создана революционером-марксистом. В ней воплотились мечтания о будущем Сибири тех ленинцев, что были вместе с Гастевым в нарьгмской и других ссылках. Бережной представил, как через два-три десятилетия иной экспресс промчит его над Сибирью. Он видел себя пассажиром еще только вызревающего в фантазиях инжене ров, физиков, авиаторов экспресса. Он поднялся с Московского аэродрома в «Ле- тателе ПМ». Это был транспортный плавающий магнит, созданный по принципу уравновешивания силы тяжести электромагнитными силами, последние позволя ли воздушному кораблю парить. Особое устройство создавало магнитное поле под кораблем, отталкивало его. Корабль, высвобожденный от притяжения земли, летел со скоростью десять тысяч километров в час. Его корпус, штампованный из армированных стекло пластов, обработанных под сверхвысоким давлением, не плавился при температу ре 5—6 тысяч градусов. «Плавающий магнит» направляли специальные установки, размещенные по трассе Москва—Владивосток. Люди на‘нем чувствовали себя в полной безопасно сти. в случае неисправности устройств и механизмов корабля, его кровля момен тально становилась парашютом. Промелькнули под корпусом леса Заволжья. Они сверкали ячейками элек трических рефлекторов, световое облучение ускоряло рост деревьев в десять- пятнадцать раз. На участках сосен-пятилеток можно было вести порубки. В воздухе парили станции аккумулирования водорода и кислорода, высво бождающегося при грозовых разрядах от разложения воды, облаков и туманов. Кислородом, полученным из атмосферы, насыщали реки, в которых раньше из-за кислородного голода было безрыбье. Водород шел на фабрики синтетиче ских продуктов, где его соединяли с углеродом ископаемых веществ. «Летатель ПМ» был заполнен молодыми пассажирами — ученики москов ских школ летели на Дальний Восток для практического выбора профессий. По сле ряда реформ средняя и высшая школы были объединены. Курс обучения в них сокращен до 8 лет. После четырехлетнего обучения учащиеся проходили ста жировку в качестве операторов и монтеров на различных предприятиях, в сель ском хозяйстве. Это непосредственное знакомство с профессиями позволяло наи более верно определить призвание. Затем каждый по выбору совершенствовался в своей области на специальных факультетах. Киноучебники, общедоступные ла боратории, перевод курсов истории и литературы в радио-и кинолектории позво лили сократить время на изучение этих дисциплин. Подростки увлеченно слушали рассказ их пожилого спутника о первых опы тах по созданию искусственных месторождений минералов и горючих газов. Шеф месторождений в Бурее рассказывал, как, после изучения «путешествий» хими ческих элементов по гидросфере и литосфере, после наблюдения за тем, как они накапливаются в определенных участках земной коры, нашли способы переселять минералы и газы на новое местожительство: «собирать всякую рассеянную публи ку с больших площадей на определенные участки, чтобы не таскать из-за золотых рогов всю тушу барана».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2