Сибирские огни, 1963, № 1

Но после того, как узнал, что десятилетия назад по этому перрону проходил Владимир Ильич, он ступал по деревянному настилу с таким чувством, будто история, отодвинув назад десятилетия, делала его свидетелем расставания Ленина с Сибирью. Из сибирской ссылки гениальный стратег классовых битв, провидец, мечтатель увозил план освоения Сибири, мощи ее рек, недр, лесов. Сквозь непроницаемость будущего он- видел обузданные Енисей и Ангару, видел Сибирь в заводских заревах, видел новые города и пажити. «Здесь у подножия Саян» ныне все это стало явью. Бережной присел на высвободившуюся скамейку в конце перрона. Ему припомнились строки гастевского «Экспресса»: «Мир живет накануне новых потрясений, смелых жестов, дерзких вызовов». Нет, не случайно эта поэма была создана революционером-марксистом. В ней воплотились мечтания о будущем Сибири тех ленинцев, что были вместе с Гастевым в нарьгмской и других ссылках. Бережной представил, как через два-три десятилетия иной экспресс промчит его над Сибирью. Он видел себя пассажиром еще только вызревающего в фантазиях инжене­ ров, физиков, авиаторов экспресса. Он поднялся с Московского аэродрома в «Ле- тателе ПМ». Это был транспортный плавающий магнит, созданный по принципу уравновешивания силы тяжести электромагнитными силами, последние позволя­ ли воздушному кораблю парить. Особое устройство создавало магнитное поле под кораблем, отталкивало его. Корабль, высвобожденный от притяжения земли, летел со скоростью десять тысяч километров в час. Его корпус, штампованный из армированных стекло­ пластов, обработанных под сверхвысоким давлением, не плавился при температу­ ре 5—6 тысяч градусов. «Плавающий магнит» направляли специальные установки, размещенные по трассе Москва—Владивосток. Люди на‘нем чувствовали себя в полной безопасно­ сти. в случае неисправности устройств и механизмов корабля, его кровля момен­ тально становилась парашютом. Промелькнули под корпусом леса Заволжья. Они сверкали ячейками элек­ трических рефлекторов, световое облучение ускоряло рост деревьев в десять- пятнадцать раз. На участках сосен-пятилеток можно было вести порубки. В воздухе парили станции аккумулирования водорода и кислорода, высво­ бождающегося при грозовых разрядах от разложения воды, облаков и туманов. Кислородом, полученным из атмосферы, насыщали реки, в которых раньше из-за кислородного голода было безрыбье. Водород шел на фабрики синтетиче­ ских продуктов, где его соединяли с углеродом ископаемых веществ. «Летатель ПМ» был заполнен молодыми пассажирами — ученики москов­ ских школ летели на Дальний Восток для практического выбора профессий. По­ сле ряда реформ средняя и высшая школы были объединены. Курс обучения в них сокращен до 8 лет. После четырехлетнего обучения учащиеся проходили ста­ жировку в качестве операторов и монтеров на различных предприятиях, в сель­ ском хозяйстве. Это непосредственное знакомство с профессиями позволяло наи­ более верно определить призвание. Затем каждый по выбору совершенствовался в своей области на специальных факультетах. Киноучебники, общедоступные ла­ боратории, перевод курсов истории и литературы в радио-и кинолектории позво­ лили сократить время на изучение этих дисциплин. Подростки увлеченно слушали рассказ их пожилого спутника о первых опы­ тах по созданию искусственных месторождений минералов и горючих газов. Шеф месторождений в Бурее рассказывал, как, после изучения «путешествий» хими­ ческих элементов по гидросфере и литосфере, после наблюдения за тем, как они накапливаются в определенных участках земной коры, нашли способы переселять минералы и газы на новое местожительство: «собирать всякую рассеянную публи­ ку с больших площадей на определенные участки, чтобы не таскать из-за золотых рогов всю тушу барана».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2