Сибирские огни, 1963, № 1
— Ну, и ты, Фома индустриального мира, — продолжал Кривцов. — Садись и, если хочешь, записывай на память. Не хочешь Декарта — слушай, что говорят наши современники. «Творчеству можно учиться не хуже, чем другому» — Это Бернал. «Когда я желал что-либо изобрести, я начинал с изучения всего, что бы ло сделано по данному вопросу за прошлое время» — Это Эдисон. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке» — Это академик Обручев. «До сих пор еще не изжито ^представление, будто изобретательство — это наитие свыше «ни сходящее на нас вдохновение, что-то вроде «поэтического угара» в технике» — Это академик Минц. Раздались гулкие аплодисменты. — Хватит. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит! — восклик нула Нина Гладышева. — Что для нашей страны полсотни тысяч заявочек, которые утверждает ко митет по изобретательству? Нам нужно сотни тысяч! Пора людей учить изобрета тельству... Нужно разрабатывать методику изобретательства. Не плакатики и афишки издавать, мол, изобретайте, товарищи, а учить людей, как изобретать. Помнишь, Анатолий, — обращаясь к Гладышеву, говорил Кривцов, — мы чита ли в «Комсомольской правде» корреспонденцию из Азербайджана о семинаре изо бретателей. Главное — научить человека выбрать задачу, правильно использо вать труд предшественников, наблюдать явления природы. — И не заходить в тупик,— подсказал Гладышев, — не гнаться за самыми остроумными ре'шениями, а находить самые простые и экономичные. — Похоже на то, что ты собираешься писать курс изобретательства? — спросил Кривцова Данила Романович. — Курс — не курс, Даня, а пособие для изобретателей своего цеха напи шу, — увлеченно продолжал Кривцов. — Надоели задания приказы: «нужно изо брести приспособление для механической очистки болванок после нагрева окали ны». Ты расскажи людям, кто что уже предлагал и почему спотыкались в по исках. Для меня ясно, что будут при вузах факультеты изобретательства. Будут развивать в людях творческое воображение и прививать «сумасшедшинку», а не воспитывать всезнаек. Эйнштейн никогда бы не был Эйнштейном, если бы ему было понятно все в теории света. Культовость в технике еще страшнее, нежели в политике. А сказки о сверходаренных изобретателях — это для поддержания культа избранных. Пока только при некоторых институтах есть студенческие конструкторские бюро. Но конструирование по готовому техническому заданию— это лишь подступ к изобретательству. Будет центральный институт по подготовке и переподготовке изобретателей. Бережной, увлеченный спором, не заметил, как Иван Кондратьевич, сходив за альбомом и примостившись у окна, начал делать зарисовки. VIII Перед отъездом из Кузнецка Бережной зашел к Гладышевым. Анатолий вносил какие-то цифры в клетки большой таблицы, вычерченной на ватмане. Нина диктовала ему записи из общей тетради. — Феррум о два—девяносто семь процентов, флюсов—два процента в ос татке, золы — один процент. Увидев Бережного, Нина отшвырнула тетрадь. — Вы когда-нибудь пробовали плов по-узбекски?.. Значит, сейчас будете его пробовать. Она стала накрывать на стол. Бережной, подойдя к столу, спросил Анатолия: . — Загнали зверя в нору? — Пока ускользает, — ответил Анатолий. — Хитрый зверь... И стал свертывать таблицу. — Послушай, Анатолий, — откровенно сказал Бережной, — все вы хорошо знаете, что привело меня на ваш комбинат. Как видите, уезжаю без «звездного 9 . «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2