Сибирские огни, 1963, № 1
— В этом афоризме Оскара Уайльда, — заметил попутчик, — что-то не до говорено. Художник не просто показал туман, показал, как скучна жизнь Лондо на... Ну, вот и столица людей ежедневно творящих феерии,— произнес он, когда остановился поезд. — Вы местный или наездом?.. Тогда будем купно отыскивать крышу. Пойдем ловить такси. Угасл^ сполохи плавки. Город вошел в густой прохладный мрак. От Томи полз туман, завод дышал сладковатым коксовым газом. Они ехали от вокзала под арками деревьев. Под вздрагивающими зелеными сводами двигались трамваи, набитые людьми в брезентовых робах. — Как передать все это? — подталкивая локтем Бережного, говорил худож ник. — Суровое торжество возвращения людей со смены. Глядите: усталые, ли тые из темной бронзы лица. Но какая властность, благородство, достоинство. Сколько человечьей гордости в манере говорить, в жестах. Знаете, что самое ве ликое создано нашей революцией? Это лица наших современников. В городской гостинице мест не оказалось. Не было их и в заводской. В ве стибюлях на диванах дремали очередники. — Вы как, с претензиями на отдельный номер и комфорт или без претен зий? — спросил художник у Бережного. — Давайте-ка поедем в один интернат, что-то вроде гостиницы для молодых специалистов и рабочих. У меня там знако мые... Людно. Шумно. Весело. Споры не утихают. Вы любите спорщиков? Я люблю. Тютчевского «Silentium» — «Молчи, скрывайся, и таи и чувства и мечты свои» — не понимаю. Это, наверное, профессиональное — от Тютчева-дипломата. — Можно жить без раздраженности вещами, — сказал художник, входя в комнату и оглядывая обстановку. — Смотрите, научились мы обставлять жилье. Ничего лишнего. Никаких тряпок на окнах Для собирания пыли. Никаких пейза- жиков с нивками и рябинками. Ого, и даже книги на столе. Наверно, кто-то за был? Ан нет! — воскликнул Иван Кондратьевич, просматривая книги. — «Лето пись Кузбасса», альманах «Кузбасс». Молодцы! Приехал человек в город, пожа луйте, —- знакомьтесь с нашей историей, нашими делами.. Посмотрите, какая па норама вписана в наше окно. Вид из комнаты был действительно потрясающим. Поднимаясь на взгорье, шли цеха, просвеченные огнями пламенных печей, окантованные монистом элек трических ламп. И кто-то вздымал над ними спокойные газовые факелы... Бережной проснулся рано от зычного разговора за стеной. Иван Кондратьевич ■был прав. Этажные холлы этого интерната с утра превращались в дискуссионные клубы. Сменные инженеры, мастера, сталевары, калибровщики, монтеры, налад чики сходились в холлах сыграть в шахматы, полистать журналы и газеты, про сто покурить, побеседовать. — Не с того начинаете автоматизацию, — говорил громко и резко кто-то. — С хвоста, а не с головы. Создали автоматические вагон-весы. А у горнов горновые по-прежнему, чугунщики чушки перешвыривают. Все процессы — по чутью, на глазок. Наука в металлургии еще не пришла на смену искусству. — Идет. Создадут приборы контроля, управления. Дай срок. — Не создадут... Клетки мозга вы ничем не замените. Только они могут от кликаться на любой сигнал. — Это Кривцов воюет, — сказал Иван Кондратьевич. — Интересный чело век. Говорят, толковый инженер. Но полемист. Задира. — Бездействует автооператор блюминга, — продолжает Кривцов. — Потому что понадобился другой ритм. Машина выполняет только те задания, которым обу чена. Механический автооператор доменного процесса тоже каждый день будете новыми приказами заряжать? Если каждый день ему новую программу давать, легче просто сохранить сменных инженеров — Значит, не пойдет, Геннадий, автоматика в доменном деле? — насмешли во вмешался в диалог третий голос.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2