Сибирские огни, 1963, № 1
сот девятнадцатый. Тогда во всем мире о кибернетике не помышляли. Раньше всех «сигнализаторов» Гастев заявил: «Я думаю, что в конце концов художест венное построение слова будет новой своеобразной ареной, куда надо идти воору женными не только складом различного рода поэтических метафор, но и с резцом конструктора, и с ключами монтера, и с хронометром». Когда футуристы выдви гали проблемы словотворчества, он утверждал, что пролетариат ее тЛке выдви нет, но самое слово «он будет трансформировать не грамматически, а рискнет, так сказать, на технизацию слова». Были у него три заветных слова: шаблон, на правляющая, водитель... Это — поэзия мысли. И центральный институт труда эн закладывал, стремясь бороться за культуру, достойную электрификации. Так и писал: «Ушел в ЦИТ, чтобы научиться работать с наименьшей затратой сил». Потому и создал школу трудовых движений. Этот человек знал, как ноют руки после работы у плохих тисов. Сам был слесарем у Рено в Париже, у «Сименс- Гальске» в Петербурге. Гордился своей профессией. Высшее образование полу чил, а писал в анкетах «слесарь-конструктор». — Ты дай мне с собой эти книги, — попросил Владимир Петрович £уро- вегина. — Ну, зачем тебе, инженеру, поэзия? — иронизировал Суровегин. — Что она тебе даст?.. Забил отступление? Амнистирую. Вот стол, вот бумага, садись и читай. На вынос книг не даю. Это для меня память о друге моем и твоего отца. От них веет теплом рук самого Алексея Капитоновича. Руки у него, Володя, бы ли прямо зрячие, громкие, каждая прожилка говорила. — В Сибири будете, — сказал Суровегин Бережному, — в архивах порой тесь, там должны быть другие произведения Гастева. Он рассказывал, что при арестах у него отбирали рукописи. ...В Новокузнецк Бережной въезжал поздней ночью. Поезд плыл по звездной реке. Она текла во время движения поезда и за мирала, когда состав останавливался на полустанках. Бережной вспомнил «Хаджи Мурата» Л. Толстого. Там тоже звездная река текла над всадниками, ехавшими в ущелье, и замирала, когда они останавли вались. — Великолепно, люди переселили звезды на землю, — восхищенно произ нес пожилой, атлетического сложения попутчик, севший в поезд вечером на каком- то полустанке. Звали его Иван Кондратьевич. У него был характерный акающий и распевный говор москвича. — Смотрите, какие созвездия там вдали на равнине — кисти янтаря! А сполохи! Это похоже на зачатие мироздания. Весь небосвод на востоке ликовал заревами. Они то вспыхивали, как магний, то медленно вызревали, как гроздья рябины. — Выпускают чугун, — продолжал восхищаться попутчик. — Такой карти ной можно любоваться без устали. Знаете — нет ничего поразительнее, нежели игра огня... Только здесь, в Кузнецке, я понял, почему романтики любят разво дить костры. Мне пришлось видеть, как их разводил Горький. Отдых у костра был любимым для него... Из костра звучит музыка стихии. Мне приходилось ви деть водопады: Иматру, Нарвский, Кивач, Цейский. Они сперва приковывают, поражают, но утомляют. Огнепады чугуна или шлака каждый раз другие. Скуд ны краски, созданные нами... Немощна кисть передать игру огня, переливы рас каленного металла. Он дышит, живет, неистовствует... — Вы художник? — спросил Бережной попутчика. — Художник? Это очень высокое имя. По профессии я живописец... Но не каждый живописец — художник, и не каждый художник — живописец... О ху дожнике судят другие. Ему дано работать, изумлять и вдохновлять мир видением нового, того, что есть и что не замечают другие. — Сперва художник нарисовал на полотне рыжие лондонские туманы, а по том жители Лондона заметили их, так я понял вас? — спросил Бережной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2