Сибирские огни, 1963, № 1

тинович Курако подарил, привез из Томска. Тот завод, что Дозоров в своей поэ­ ме описал, Михаил Константинович на чертежах, изобразил... Из куракинЦев те­ перь только один Казарновский жив. Он-то живое слово Курако сберег. III Встреча с Яворским круто меняла все планы Бережного. Разыскать «звезд­ ный проект» Курако, его сотрудников, собрать материалы об авторе «Экспресса», побывать в Кузбассе, в Сибири становилось необходимостью. Да и весна, как всегда, звала Бережного в поездку. А в Москве оставалось лишь добыть биогра­ фию Дозорова, автора «Экспресса». Знакомые профессиональные литераторы ничего не знали о нем. — Садись на метро, поезжай в Черкизово к Филиппу Петровичу Суровеги- ну, — посоветовал прозаик Юрков. — Слыхал о таком библиографе? Он любой псевдоним расшифрует. В маленьком домике на тихой улице Черкизова Бережной отыскал домик Суровегина. Это было необычное жилье. Оно походило на филиал библиографи­ ческого института. Все комнаты и коридоры до потолков заставлены карто­ теками. — Фамилия ваша мне известна, — сказал Суровегин, знакомясь с Береж­ ным. — Ежели вас зовут Андрей Павлович, то впервые вы выступали под псев­ донимом Артем Серебряный. Бережной покраснел, — выбрал же в юности такой глупейший псевдоним. — Очерки печатали, — продолжал Суровегин, — под псевдонимом Андрей Изварин. Бережной был поражен этой осведомленностью. Ведь стихи он. печатал в студенческой многотиражке, очерки в областной газете. — Это похоже на магию,— заметил Бережной. — Вся магия в Этих ящиках, — показал на картотеку Суровегин. — Нуж­ но только не нарушать системы. Самое трудное выпало на долю отца. Он почти полвека систематизировал картотеки авторов. И он стал знакомить Бережного с картотекой псевдонимов. — Это мое призвание. Нельзя творения культуры оставлять безымянными... Знаете, есть произведения, которых не замечают и не оценивают современники, но которым суждено стать народными порою через сотни лет. Уже в наше время некоторые песни вошли в народный эпос, а авторы их неизвестны. Знаете такую песню: «Мы красные кавалеристы»? Я установил, что сложил ее Бахтурав, ко­ мандир бригады в Конной Армии. — Не встречался ли вам псевдоним или фамилия Дозоров? — Дорогая нашей семье фамилия! Псевдоним Алексея Капитоновича Гасте­ ва, — улыбнулся Суровегин. — Уж о ком, о ком, а об Алексее Капитоновиче я всю библиографию собрал. Усадив Бережного за письменный стол, хозяин дома положил перед ним пач­ ку картонных карточек, а сам уселся у окна, густо затененного сиренью. — Были у него и другие псевдонимы, но это излюбленный. Первый свой рас­ сказ о ссыльных «За стеной» напечатал Гастев в газете «Северный край». После первой ссылки. Вы в двадцатых годах в средней школе учились? Тогда его сти­ хотворение «Мы растем из железа» должны помнить,- Не было ни одного клуба, где бы не читали «Мы растем из железа». Это увлекало нас романтикой труда, величием труженика. Помните, как назвал Николай Асеев Гастева? Овидием горняков, шахте­ ров, слесарей: Пусть тебя я никогда не видел, Только гул твой слышал на заре. Но я знаю, ты живешь, Овидий, Горняков, шахтеров, слесарей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2