Сибирские огни, 1963, № 1
водом проявля ть заботу о том, чтобы покрыть грех любвеобильного под поручика? «А не причастен ли и сам к оному?» — заподо зрил отец Амвросий, и весьма п ож алел , что над Тирстом , в ви д у принадлежности его к лю теран скому вероисповеданию , не вл астн а тай н а святой исповеди. — Что у ж вы т а к сокруш аетесь, отец Амвросий? — усмехнулся Тирст. — Вам по долгу пастыря все известно. С каж ите по совести, много ли девственниц случалось вам венчать в наш ей слободе? О тец Амвросий только бородку поскреб. — Крестить приходилось... — Д а , чуть было не забы л, — с к а з а л Тирст, ко гд а отец Амвросий уже н ад ел свою кам и лавку , — м астеровой сей не имеет паспор та. Мною послан запрос по месту прежнего его пребывания. Когда придет н ад л е жащий ответ, то гд а и занесете б р ак в церковную книгу. — А если окаж ется , что не своим именем н а зв ал ся перед алтарем при совершении свято го таинства? — всполошился отец Амвросий. — Д л я того и предостерегаю в ас. Коли он — не он, то и таинство не имеет законной силы . Не т а к ли? Вконец о задач енный отец Амвросий испуганно зам и г а л своими беле сыми, тесно приж атыми к переносью гл азками . И тогда Тирст с к а зал с достоинством : — О бр ащ аю сь с сей просьбой к в ам , не праздной прихоти ради, а в интересах государевой службы . Венчание состоялось в слободской церкви на другой день без особой огласки. Отец Амвросий, напуганный предостереж ением Тирста, был заин тере сован, чтобы таинство соверш алось действительно тайно. К ром е жениха и невесты, попа и причетника, в церкви были только Г л аф и р а и Герасим Зуев. Он ж е и кол ьц а принес, а то молодым и разм еняться было бы нечем. О тец Амвросий гнал, к а к н а пож ар . Н а стя сто ял а, потупя голову, не слыш а ни гундосого бормотанья хро мого причетника, ни возгласов отца Амвросия. Противоречивы е чувства волновали ее. В анюш ка, родной мой!.. Н а всю ж и зн ь мой!.. П риш ла и мне доля... Ой, негодная я... П ропадет и з-за меня Ванюшка... Н е о стан о вил а бы его. ушел бы на свою родину... К Анютке! Нет, не отдам!., ни ей и никому... Меня он любит, а не ее... Ей он не нуж ен , у нее купец есть... Ой, В анюш ка!... достанет тебя из могилы Еремей Кузькин, отдаст в злы е Тирстовы ру ки... П орвут плетьми ласковое твое тело... Б едная моя головуш ка... Ко роткий век... вч ера — невеста, сегодня — ж ена, за в т р а — вд о в а... Н е ви села бы беда н ад головой, с ам а я сч астли в ая была бы на свете... Но и т а к д ум а я , Н астя, сам а того не ведая, кривила душой . Не о т а кой св адьб е м еч т ал а она... В переполненной людьми пышной церкви, с певчими, с цветами , с з а вистливым переш ептыванием подруж ек ... Только о ж енихе не надо было мечтать. Родной, близкий и ж еланный , он стоял рядом , и н ел ьзя было д а же подумать, что на его месте мог с то ят ь кто-то другой... А И ван... о чем дум ает И ван?.. Он стоит высокий, широкоплечий, статный, и простой суконный полукаф тан н а нем , к а к вли той . Смоляная коротко подстриж енн ая борода к аж е тс я ещ е чернее от бело го ворота ру бахи. В гл а зах у И в ан а необычная д л я него задумчивость и к а к будто д а ж е грусть. О чем ж е д ум ае т И ван? Он с к а з а л Н асте: «А наш то бы мне жизнь-то без тебя?» И этим ск азал все. Н астя с ним — и ж и знь с ним. Не будет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2