Сибирские огни, 1962, № 12
В отдаленные таежные районы, на прииски и эвенкийские фактории надо успеть за считанные дни доставить десятки тысяч тонн грузов — продовольствие и товары, строительные материалы и оборудование, машины и горючее. Успеть доставить — и успеть вернуться. Притоки строптивы. Замешкаешься — и обсох нут тяжелые суда посреди тайги на камнях... Один раз в году возможен такой рейс. * * * Давнымтдавно пытались наладить судоходство по притокам Енисея. Чуть не сто лет назад. А ничего не выходило. По Подкаменной Тунгуске пароходы ухитря лись подниматься километров на триста с небольшим — до Большого Порога, а дальше и самые безрассудные не отваживались продвинуться хоть на версту. Каких-нибудь двенадцать-пятнадцагь лет .назад в глубь Эвенкии тянули че рез пороги барки-илимки бурлаки, или, как их называли в здешних местах, лям- щики. В 1950 году енисейские речники впервые прошли Большой Порог, удалив шись от устья Подкаменной на 544 километра, до Байкита. Затем караван достиг фактории Ошарово. Еще через год освоили тысячекилометровый маршрут — до Ванавары. Пионером проводки караванов по Подкаменной Тунгуске был один из старей ших на Енисее судоводителей Константин Александрович Мецайк. Почти полвека ходил он по реке и знал весь бассейн. Оставил Мецайк по себе добрую память (он умер весной 1962 года) — фундаментальную лоцию Енисея да десятки, если не сотни, капитанов и штурманов, которым сумел передать и любовь к речному делу, и большие знания. Его имя Енисейский Север будет помнить вечно. Что дала победа над реками Тунгусской тайги? Один Эвенкийский националь ный округ, по территории которого протекают Подкаменная и Нижняя Тунгуски, занимает площадь 740 тысяч квадратных километров. Пол-Европы! Заставить по трудиться хотя бы раз в году две великолепные транспортные магистрали, — шачит наладить снабжение обширного края, богатого оленями, пушниной, рыбой, обладающего совсем еще не тронутыми колоссальными природными сокровищами. Доставить одним махом любое количество грузов по воде или тянуть их гужом лю тыми сибирскими морозами через тайгу и перевалы — далеко не одно и то же. Не сразу смогли речники принять на себя все заботы по обеспечению Эвен кии. В 1951 году в рейсе на Ванавару участвовали три грузовых и один буксир ный теплоход. В 1957 — одиннадцать грузовых судов, две несамоходные баржи и пять буксировщиков. На этот раз отправились на Подкаманную Тунгуску два дцать три судна. Но дело даже не в количестве кораблей. По сравнению с 1957 го дом общий объем грузов увеличился в два раза. Последним рейсом енисейцы под няли по Подкаменной больше шести тысяч тонн, да еще около восьми тысяч — по Нижней Тунгуске, Это, как говорится, уже «звучит»! А караван ушел ... В пароходстве обнадежили: — В Ванавару? Раньше двадцать ¡пятого мая не пойдем... Двадцать второго почти все суда были уже около устья Подкаменной. Что поделаешь, если ледоход начался раньше! Предполагали собрать весь караван и двинуть целым табором на север. Весна внесла свои поправки. Приш лось спешно выталкивать самоходки поодиночке из Красноярска, буксировщики — из Подтесова. Капитан-наставник Александр Ипполитович Лабадзе — начальник ироводки — нагнал суда в Енисейске, самолетом. В арьергарде четыре нефтеналивных судна и две побежимовские самоход- ют — «Севастополь» и «Таллин». Они еще под погрузкой. Двадцать третьего на Тунгуску отправляется пассажирский теплоход «Байкал». Он повезет геодезиче скую экспедицию. Кроме того, в пароходстве решили отправить на Подкаменную новое рефрижераторное судно. В виде эксперимента. Пройдет оно своим ходом че рез пороги или нет? Если пройдет, — значит притоки «примут на вооружение» еще один тип судов. Как же догнать хотя бы хвост каравана? — Минут через сорок отваливаем, — ответил по телефону с пирса капитан рефрижератора Юрий Сергеевич Семенов. Минут через сорок? А «Байкал» отойдет только на следующее утро. Ско рость у них почти одинакова. «Рефрижератор-505» стоит тут же, рядом с плав- вокзалом. Перенести на него чемодан — дело двух минут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2