Сибирские огни, 1962, № 12

В отдаленные таежные районы, на прииски и эвенкийские фактории надо успеть за считанные дни доставить десятки тысяч тонн грузов — продовольствие и товары, строительные материалы и оборудование, машины и горючее. Успеть доставить — и успеть вернуться. Притоки строптивы. Замешкаешься — и обсох­ нут тяжелые суда посреди тайги на камнях... Один раз в году возможен такой рейс. * * * Давнымтдавно пытались наладить судоходство по притокам Енисея. Чуть не сто лет назад. А ничего не выходило. По Подкаменной Тунгуске пароходы ухитря­ лись подниматься километров на триста с небольшим — до Большого Порога, а дальше и самые безрассудные не отваживались продвинуться хоть на версту. Каких-нибудь двенадцать-пятнадцагь лет .назад в глубь Эвенкии тянули че­ рез пороги барки-илимки бурлаки, или, как их называли в здешних местах, лям- щики. В 1950 году енисейские речники впервые прошли Большой Порог, удалив­ шись от устья Подкаменной на 544 километра, до Байкита. Затем караван достиг фактории Ошарово. Еще через год освоили тысячекилометровый маршрут — до Ванавары. Пионером проводки караванов по Подкаменной Тунгуске был один из старей­ ших на Енисее судоводителей Константин Александрович Мецайк. Почти полвека ходил он по реке и знал весь бассейн. Оставил Мецайк по себе добрую память (он умер весной 1962 года) — фундаментальную лоцию Енисея да десятки, если не сотни, капитанов и штурманов, которым сумел передать и любовь к речному делу, и большие знания. Его имя Енисейский Север будет помнить вечно. Что дала победа над реками Тунгусской тайги? Один Эвенкийский националь­ ный округ, по территории которого протекают Подкаменная и Нижняя Тунгуски, занимает площадь 740 тысяч квадратных километров. Пол-Европы! Заставить по­ трудиться хотя бы раз в году две великолепные транспортные магистрали, — шачит наладить снабжение обширного края, богатого оленями, пушниной, рыбой, обладающего совсем еще не тронутыми колоссальными природными сокровищами. Доставить одним махом любое количество грузов по воде или тянуть их гужом лю­ тыми сибирскими морозами через тайгу и перевалы — далеко не одно и то же. Не сразу смогли речники принять на себя все заботы по обеспечению Эвен­ кии. В 1951 году в рейсе на Ванавару участвовали три грузовых и один буксир­ ный теплоход. В 1957 — одиннадцать грузовых судов, две несамоходные баржи и пять буксировщиков. На этот раз отправились на Подкаманную Тунгуску два­ дцать три судна. Но дело даже не в количестве кораблей. По сравнению с 1957 го­ дом общий объем грузов увеличился в два раза. Последним рейсом енисейцы под­ няли по Подкаменной больше шести тысяч тонн, да еще около восьми тысяч — по Нижней Тунгуске, Это, как говорится, уже «звучит»! А караван ушел ... В пароходстве обнадежили: — В Ванавару? Раньше двадцать ¡пятого мая не пойдем... Двадцать второго почти все суда были уже около устья Подкаменной. Что поделаешь, если ледоход начался раньше! Предполагали собрать весь караван и двинуть целым табором на север. Весна внесла свои поправки. Приш­ лось спешно выталкивать самоходки поодиночке из Красноярска, буксировщики — из Подтесова. Капитан-наставник Александр Ипполитович Лабадзе — начальник ироводки — нагнал суда в Енисейске, самолетом. В арьергарде четыре нефтеналивных судна и две побежимовские самоход- ют — «Севастополь» и «Таллин». Они еще под погрузкой. Двадцать третьего на Тунгуску отправляется пассажирский теплоход «Байкал». Он повезет геодезиче­ скую экспедицию. Кроме того, в пароходстве решили отправить на Подкаменную новое рефрижераторное судно. В виде эксперимента. Пройдет оно своим ходом че­ рез пороги или нет? Если пройдет, — значит притоки «примут на вооружение» еще один тип судов. Как же догнать хотя бы хвост каравана? — Минут через сорок отваливаем, — ответил по телефону с пирса капитан рефрижератора Юрий Сергеевич Семенов. Минут через сорок? А «Байкал» отойдет только на следующее утро. Ско­ рость у них почти одинакова. «Рефрижератор-505» стоит тут же, рядом с плав- вокзалом. Перенести на него чемодан — дело двух минут.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2