Сибирские огни, 1962, № 12
о чем мечтали Спартак и Кампанелла, тайпины и гуситы, Сен-Жюст и Карл Маркс. Классовая эксплуатация была ликвидирована в нашей стране вели ким революционным актом — установлением общественной собственности на средства производства. В ответ не только русские помещики и капита листы, лишенные своих богатств, но и весь капиталистический мир обру шился на нашу страну. Тогда первые советские республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия — добровольно объединили под руководством государственных органов РСФСР свои во оруженные силы, крупную промышленность, финансы и транспорт. Против контрреволюции и интервенции поднялось классовое и национальное един ство рабочих и крестьян. Так зарождался Союз Советских Социалистиче ских Республик. Объединение было необходимо, чтобы слить силы и ресурсы для со циалистического строительства, чтобы помочь отсталым народам совер шить скачок от докапиталистического состояния к социализму; оно было необходимо перед лицом угрозы новых войн со стороны империалистиче ских государств; оно было также необходимо и потому, что исторически сложилось разделение труда между различными районами страны. Общественная собственность на средства производства, в противопо ложность частной собственности, неизбежно сближает людей и сплачива ет нации. Вот в чем основной экономический и социальный залог созда ния Союза. У колыбели СССР стоит Владимир Ильич Ленин. С новой силой и лю бовью мы восхищаемся его прозорливостью и мудростью, его безошибоч ным политическим тактом, его гениальной способностью учитывать всю сложность взаимосвязей в такой многонациональной стране, как Россия. На территории, освобожденной Октябрьской революцией, наряду с такими промышленно развитыми, народами, как русские и украинцы, жи ли казахи, туркмены, башкиры, не вышедшие еще из патриархально-фео дальных отношений; аграрными странами с остатками феодализма оста вались закавказские республики; народы Крайнего Севера находились в стадии родового строя. Не менее пестрым был и культурный уровень на родов России. Если Армения имела письменность, насчитывающую 14 веков, то у чувашей и удмуртов письменность была едва развита, а некото рые малые народности совсем не имели ее. Царизм, раздувавший нацио нальную рознь, оставил в наследие недоверие между отдельными на родами. Всю эту пестроту и сложность взаимоотношений надо было мудро и тактично разрешить на новой, советской основе. За полмесяца до Октябрьской революции В. И. Ленин писал в статье «К пересмотру партийной программы»: «Мы хотим революционно пролетарского единства, соединения, а не разделения... Мы хотим сво бодного соединения и потому мы обязаны признать свободу отделения (без свободы отделения соединение не может быть названо свободным). Мы тем более обязаны признать свободу отделения, что царизм и вели корусская буржуазия своим угнетением оставила в соседних нациях тьму озлобления и недоверия к великоруссам вообще, и это недоверие надо рассеять делами, а не словами. Но мы хотим, объединения, и это надо сказать, это так важно ска зать в программе партии пестрого национального государства...» Изучая Ленинские документы той поры, мы видим, как упорно он проводит мысль о том, чтобы объединение было совершено только с одобрения самих народов и чтобы строжайше соблюдалось равнопра вие наций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2