Сибирские огни, 1962, № 12

тельства коммунистического общества все более возрастает. Таким образом, тяготение Н. Перева- лова к лирике объясняется не только субъективными, индивидуальными осо­ бенностями его художественного даро­ вания, но и настоятельно диктуется зап­ росами и требованиями времени. Глубоко проникает Н. Перевалов во внутренний мир своего лирического ге­ роя, подмечает малейшие движения ду­ ши, видит главное в нравственном обли­ ке рабочего человека. И сказать об этом он умеет с добрым юмором, с теплой шуткой, которая, отнюдь не снижая те­ мы, как-то очень хорошо очеловечивает образ, делает его и близким, и понят­ ным. Не будем утверждать, что автору всегда и везде удается интересно и убе­ дительно, а главное — немногословно, обрисовать своего лирического героя. Были у Н. Перевалова стихи и описа­ тельные, растянутые, были и такие, где чувство лирического героя казалось легковесным и абстрактным (особенно грешат всем этим стихи цикла «Чтобы встретить любовь свою» и некоторые стихи «Ледохода»), Важным средством характеристики лирического героя служит в стихах Н. Перевалова пейзаж. ...«Никто не видел и не знал», как вы­ пал первый снег, к утру покрывший все вокруг «однообразной белизной, еще не тронутой и строгой». Что это — картинка из мира природы? Да. Но у поэта она — не самоцель. Она создает в стихотворении особую по­ этическую атмосферу. Именно пейзаж придает стихотворению, как первый сне­ жок земле, свежесть и обусловливает его жизнеутверждающее, оптимистиче­ ское звучание. Но пейзаж не вытесняет человека; через него лирический герой приобщается к реальной действительно­ сти, испытывая состояние слитности с природой. ...По первопутку шагает детвора в но­ вую школу; Малыш передний будет горд. Представив, что, неутомимый, Большой и смелый, он идет По целине необозримой — И самый первый след живой Там оставляет за собой. («Первый снег»). Человек и природа... Только благодаря такому сопоставлению в сознании чита­ теля возникают необходимые ассоциа­ ции: первый снежок — и малыш-школь­ ник, прокладывающий «первый след жи­ вой»; первопуток—и необозримая цели­ на... Такие ассоциации настраивают чи­ тателя на определенную эмоциональную волну, и тут, естественно, возникает мысль о больших жизненных путях, ко­ торые предстоят этому школьнику в бу­ дущем; ведь и на его долю наверняка достанется и неподнятая целина, и не­ освоенные пространства, и непокорен­ ные дали... Являясь одним из средств раскрытия духовного мира и нравственной ценности человека, пейзаж всегда внутренне со отнесен в стихах с человеческим настро ением, мыслями, чувствами, делами. Те­ матический параллелизм, сопоставле­ ние явлений природы и событий челове­ ческой жизни, с целью выявления типи­ ческой, глубинной сути поэтических картин и образов — один из главных художественных приемов Н. Перевалова, придающих его лирике особую вырази тельность, эмоциональность и—в конеч ном счете — действенность и силу убеж­ дения. Ничего, если шторм завоет, — мы в суровом краю родном самых лучших своих героев в самый сильный шторм узнаем. ...Погиб рыбак; жена его, боясь спро­ сить, подходит к товарищам мужа- и — «грохот байкальской воды у ног раска­ тился сурово», «земля пошатнулась под ней» («После бури»), ...Сбежал парень с целины и— «толь ко ветер Кулунды ему протяжно свист­ нул в уши», «и только дождь у поворота ему сердито плюнул вслед!» («Герой»), Стихии природы одушевлены: природа тем самым получает как бы права поэти­ ческого гражданства и служит делу вы­ ражения социальной мысли поэта. 4 Где водит жизнь сама твоей рукой. Гам кисть твоя вовек не ошибется. Но настоящая поэзия не только слу­ жит правде жизни, но и помогает людям в борьбе за светлые идеалы будущего. Поэзия подобна чистому кипящему род­ нику, который «плеснет в лицо водой живой», •— «и, точно заново рожденный, пойдет отсюда человек». Поэт не может не принимать близко к сердцу радости и горести человеческие. Вдохновение и творческие силы он всегда черпает из народной жизни, а поэтический голос его должен постоянно освежаться «жи­ выми ветрами» нашей действительности. Такие мысли высказывает Н. Перева­ лов в стихах «Картина», «Родник». «Живые ветры». В стихотворении «Звезды смотрят...» он пишет: ...таким не верить ты умей, кто кричит на каждом перекрестке о несметной радости своей. Сторонись хвастливой песни звонкой, что летит назойливо ярка, — говорливы мелкие речонки, но тиха глубокая река. Здесь по существу провозглашается один из главных творческих принципов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2