Сибирские огни, 1962, № 12
тельства коммунистического общества все более возрастает. Таким образом, тяготение Н. Перева- лова к лирике объясняется не только субъективными, индивидуальными осо бенностями его художественного даро вания, но и настоятельно диктуется зап росами и требованиями времени. Глубоко проникает Н. Перевалов во внутренний мир своего лирического ге роя, подмечает малейшие движения ду ши, видит главное в нравственном обли ке рабочего человека. И сказать об этом он умеет с добрым юмором, с теплой шуткой, которая, отнюдь не снижая те мы, как-то очень хорошо очеловечивает образ, делает его и близким, и понят ным. Не будем утверждать, что автору всегда и везде удается интересно и убе дительно, а главное — немногословно, обрисовать своего лирического героя. Были у Н. Перевалова стихи и описа тельные, растянутые, были и такие, где чувство лирического героя казалось легковесным и абстрактным (особенно грешат всем этим стихи цикла «Чтобы встретить любовь свою» и некоторые стихи «Ледохода»), Важным средством характеристики лирического героя служит в стихах Н. Перевалова пейзаж. ...«Никто не видел и не знал», как вы пал первый снег, к утру покрывший все вокруг «однообразной белизной, еще не тронутой и строгой». Что это — картинка из мира природы? Да. Но у поэта она — не самоцель. Она создает в стихотворении особую по этическую атмосферу. Именно пейзаж придает стихотворению, как первый сне жок земле, свежесть и обусловливает его жизнеутверждающее, оптимистиче ское звучание. Но пейзаж не вытесняет человека; через него лирический герой приобщается к реальной действительно сти, испытывая состояние слитности с природой. ...По первопутку шагает детвора в но вую школу; Малыш передний будет горд. Представив, что, неутомимый, Большой и смелый, он идет По целине необозримой — И самый первый след живой Там оставляет за собой. («Первый снег»). Человек и природа... Только благодаря такому сопоставлению в сознании чита теля возникают необходимые ассоциа ции: первый снежок — и малыш-школь ник, прокладывающий «первый след жи вой»; первопуток—и необозримая цели на... Такие ассоциации настраивают чи тателя на определенную эмоциональную волну, и тут, естественно, возникает мысль о больших жизненных путях, ко торые предстоят этому школьнику в бу дущем; ведь и на его долю наверняка достанется и неподнятая целина, и не освоенные пространства, и непокорен ные дали... Являясь одним из средств раскрытия духовного мира и нравственной ценности человека, пейзаж всегда внутренне со отнесен в стихах с человеческим настро ением, мыслями, чувствами, делами. Те матический параллелизм, сопоставле ние явлений природы и событий челове ческой жизни, с целью выявления типи ческой, глубинной сути поэтических картин и образов — один из главных художественных приемов Н. Перевалова, придающих его лирике особую вырази тельность, эмоциональность и—в конеч ном счете — действенность и силу убеж дения. Ничего, если шторм завоет, — мы в суровом краю родном самых лучших своих героев в самый сильный шторм узнаем. ...Погиб рыбак; жена его, боясь спро сить, подходит к товарищам мужа- и — «грохот байкальской воды у ног раска тился сурово», «земля пошатнулась под ней» («После бури»), ...Сбежал парень с целины и— «толь ко ветер Кулунды ему протяжно свист нул в уши», «и только дождь у поворота ему сердито плюнул вслед!» («Герой»), Стихии природы одушевлены: природа тем самым получает как бы права поэти ческого гражданства и служит делу вы ражения социальной мысли поэта. 4 Где водит жизнь сама твоей рукой. Гам кисть твоя вовек не ошибется. Но настоящая поэзия не только слу жит правде жизни, но и помогает людям в борьбе за светлые идеалы будущего. Поэзия подобна чистому кипящему род нику, который «плеснет в лицо водой живой», •— «и, точно заново рожденный, пойдет отсюда человек». Поэт не может не принимать близко к сердцу радости и горести человеческие. Вдохновение и творческие силы он всегда черпает из народной жизни, а поэтический голос его должен постоянно освежаться «жи выми ветрами» нашей действительности. Такие мысли высказывает Н. Перева лов в стихах «Картина», «Родник». «Живые ветры». В стихотворении «Звезды смотрят...» он пишет: ...таким не верить ты умей, кто кричит на каждом перекрестке о несметной радости своей. Сторонись хвастливой песни звонкой, что летит назойливо ярка, — говорливы мелкие речонки, но тиха глубокая река. Здесь по существу провозглашается один из главных творческих принципов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2