Сибирские огни, 1962, № 12

жизни перемены, происшедшие в кол­ хозной деревне после известных поста­ новлений партии о сельском хозяйстве. Сюжетный фон поэмы и составляют со­ бытия середины пятидесятых годов — начало всенародной борьбы за крутой подъем сельского хозяйства, освоение целинных и залежных земель, укрупне­ ние колхозов и т. д. Полнокровно и живо даны в поэме об­ разы рядовых тружеников — колхозно­ го конюха Ильи Маркелыча, огородника Фомы Горелова, юного селькора Вани Зайцева, которого «не хотят москов­ ские журналы ни за что поэтом призна­ вать». Запоминается агроном Галина Ильи­ на, бывшая партизанка-пулеметчица, о которой в народе ходит целая легенда: в гражданскую войну она своей храб­ ростью предотвратила гибель партизан­ ского отряда. На горе Моховой похоро­ нен ее сын, погибший в неравном бою с белыми; сейчас, когда колхозники стро­ ят гидростанцию, гору Моховую решено взорвать. Автор хорошо передал проти­ воречивые чувства матери: ...На горе на той, обреченной, на поляне лунной, лесной плачет женщина в платье черном, с обнаженною головой. Молчаливые сосны стынут, волны стонут, бросая в дрожь: «Неужели могилу сына, мать родная, сама взорвешь?» — Сын, прости. Не могу иначе... Что об этом еще сказать? Коммунисты в беде не плачут. Но, бывает, заплачет мать. Инициаторы осушения болота Широ­ кий ряд и укрупнения соседних колхозов — председатель Клим Соловьев, брига­ дир Сергей Никулин, комсорг Надя Ко­ валева — получились несколько схема­ тичными в поэме и недостаточно полно обрисованными, хотя по логике развития темы они должны были занять в сюжете центральное место. В композиционном отношении произ­ ведение распадается на ряд почти само­ стоятельных поэтических зарисовок, внешне скрепленных общей темой. По сути, перед нами — несколько парал­ лельных, но художественно не равноцен­ ных лирических историй, эпизодов, в каждом из которых свой герой, своя про­ блема. Видимо, не случайно, что до по­ явления поэмы в целом виде некоторые из них (например, история юного сель­ кора Вани Зайцева) существовали как отдельные стихотворения. Поэтическая ткань «Широкого ряда» неоднородна. Сюжет включает в себя и проникновенные лирические зарисов­ ки, и элементы повествовательно-описа- тельные, и драматические. Но наиболь­ ший интерес читателя вызывают именно лирические куски, в повествовании же и в многочисленных диалогах стихотвор­ ная форма не всегда представляется единственно оправданной. Здесь следует заметить, что и в поэ ме «В сельской школе» наиболее выра зительными и колоритными оказались те сценки из жизни колхозной деревни и те картины природы, которые решены в чисто лирическом ключе: Кто-то ломаные строчки Чертит огненным пером. Не спеша пустые бочки Перекатывает гром. Но в полнеба солнце зноем Плавит синее стекло, И проходят стороною Тихо, мерно, тяжело Многослойные, большие Грозовые облака, Будто горы меловые. Розоватые слегка... По меткости авторских наблюдений, по точности деталей, по яркой образно сти такие зарисовки вполне имеют право на самостоятельное существование, од­ нако их необходимость в сюжете поэмы не всегда была внутренне мотивирована. Недостатки, выразившиеся в сюжет но-композиционной раздробленности по­ эмы «Широкий ряд», имеют свои при­ чины и, между прочим, проливают свет на природу и особенности художествен ного дарования автора. Н. Перевалов — поэт • с ярко выра­ женным лирическим уклоном. Его поэти­ ческой «стихией» является светлый и душевный лиризм, стремящийся выра­ зить идейную и психологическую прав ду современности. Удача сопутствует ав ­ тору прежде всего тогда, когда он гово­ рит как лирик. Поэтому-то так заметно в поэме различие между художественно полновесными лирическими частями и частями повествовательно-описательно­ го характера, которые не являются силь­ ной стороной его поэтического письма. В поэме «Широкий ряд» необходимого органического слияния этих двух «ча­ стей» не произошло. Н. Перевалов как поэт вырос и сфор мировался в пятидесятых годах. А имен­ но в середине пятидесятых годов нача­ лось то большое «лирическое наступле­ ние», которое сейчас захватило все ви­ ды и жанры искусства социалистическо­ го реализма. Усиление лирического, субъективного наполнения больших тем времени происходит и в кино, и в дра­ матургии, и в прозе, и, разумеется, в по­ эзии. Личное и общественное, частное и общее, индивидуальное и коллективное так неразрывно слились в жизни и быту советских людей, что в изображении от дельного человека перед художником открывается поистине небывалый про­ стор. Наша партия широко пропаганди­ рует внимание литературы и искусства к духовному миру отдельной личности, роль и эмоционально-интеллектуальное обогащение которой в процессе строи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2