Сибирские огни, 1962, № 12
музыкальные способности, на дикие ка бацкие «буги-вуги», морально опустив шийся, отвергнутый «друзьями», герой поэмы, наконец, вспоминает о брошенной семье. Но — поздно: жена вторично вы- шла замуж, а выросшая дочь не узнает отца в этом трясущемся, стыдливо пря чущем глаза «дяде». Вывший музыкант Николай Петров уподобляется вылиняв шему игрушечному клоуну, брошенному за ненужностью в темный угол. Тема, как видим, довольно острая и волнующая, но раскрыта она в поэме неудачно. Какова причина глубокого нравственного падения героя поэмы? Только ли жаждой легкой и быстрой сла вы объясняется его моральное перерож дение? Нет, не только: ...на крутой дороге Камни — среди цветов. Сбил ты, маэстро, ноги. Душу изранил в кровь. Вот в чем, оказывается, корень зла! Но где и что это за «камни», о которые герой споткнулся «на крутой дороге» жизни? Вопрос остается без ответа, так как в поэме, по сути дела, не показаны эти «камни» и «колючки», если не счи тать кучки разложившихся паразитов, из коих более или менее заметны лишь не кий Георг, кичащийся своим «дядей из Музгиза», да недалекая, но успешно ис правляющаяся Катрин. Но именно их вредоносное влияние, уверяет нас автор, и оказалось решающим в истории с Ни колаем. Тогда возникает другой вопрос: а где же светлые, положительные силы, которые — согласно правде нашей жиз ни — противостоят этому злу? Такие си лы тоже не показаны в поэме, если не считать «рыжего рязанца Петю», склон ного скорее к морализированию, а не к действию, личность серую и маловыра зительную. Получается заколдованный круг: че ловек духовно оскудевает, нравственно вырождается,— но нет ни серьезных сил, толкающих его в пропасть, ни здо рового человеческого коллектива, в ко тором живет герой и который мог бы бо роться за него. Выходит, все дело в са мом человеке как таковом! «Сибиряк упрямый», «музыкант-меч татель», горячо любит свою жену и дочь,— узнаем мы о Николае Петрове в начале поэмы. И вдруг представленный нам с такой благожелательностью чело век через десяток строк оказывается са мым заурядным мещанином, гнилым ин- теллигентиком, непостижимо быстро сбивающимся с пути истинного. Подоб ная «метаморфоза» кажется читателю неубедительной. Ведь если писатель за дался целью показать моральное пере рождение от природы хорошего, не бес таланного, «упрямого» человека, то его задача — психологически и поэтически убеждающе мотивировать это явление, вскрыть его типическую суть и неотвра тимость при данных житейских обсто ятельствах. Но этого-то как раз и нет в поэме «Клоун», поэтому она и оставляет у читателя тягостное ощущение безыс ходности, неверия в силы человека. Поэтические настроения, проявившие ся в «Клоуне», во многом определили и лицо некоторых стихов сборника «Ледо ход» (1957 г.). Нельзя сказать, что здесь Н. Перевалов отходит от принципа вер ности жизненной правде, однако самая эта творческая установка принимает у него иногда какое-то слишком однобокое и узкое направление. Создается впечат ление, что, говоря об отрицательных яв лениях, поэт забывает, что им в нашей жизни противостоят гораздо более мощ ные положительные силы, те силы, о ко торых он так хорошо сказал в других своих стихах. Поэт жалуется на «сплош ные неудачи», на тоску, «неодолимую усталость», говорит о «тяжелом граде» «незаслуженных обид и оскорблений сгоряча», сетует на людей, которые «ко сятся на чужое счастье» и нашу радость хотят подменить «горькой минутой» (стихи «Град», «Полночный гость», «Я сам любил», «Сосед», «Дела», «Ненаст ный день»). Если в стихах «Анонимное письмо». «В вагоне», «На вокзале» всему мрач ному и фальшивому противопоставлен положительный герой, носитель высоко го морального идеала, то в этих произве дениях людские драмы и несчастья как бы берут автора «в полон», «светлые дали» заволакивает мутный туман жиз ненных невзгод. Лирический герой не может подняться над захватившей его стихией преходящего, замыкается в ла биринте своих горьких чувствований и ощущений, не может охватить всей большой правды жизни с ее движущи мися противоречиями. Но «тяжелые льдины» пессимизма всколыхнулись «под весенним теплом» и медленно уплыли, «исчезая вдали, точно холодные воспоминания». Прошлых, неверных дорожек не жаль — пусть уплывают они безвозвратно. Сердце, да будет печаль не в печаль. Тронулся лед наконец-то! Понятно? — Понятно! — говорит читатель, вновь радостно встречая крепко сколо ченные строки добрых стихов, исполнен ных в задушевных солнечных тонах, так свойственных художественной мане ре Н. Перевалова (стихи «Старые рабо чие бараки», «Первая клятва», «Пионер ки», «Глобус», «Начальник станции»,. «Олень»), 3 В 1957 году Н. Переваловым была опубликована поэма «Широкий ряд» (из сельской хроники). Произведение это представляет интерес как попытка по этически осмыслить по горячим следам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2