Сибирские огни, 1962, № 12
истинную цену добру и злу, человечнос ти и варварству? Кто лучше может осоз нать всю неустраненную еще опасность новой гибельной войны? Писатель, сам прошедший весь нелег кий путь суровой войны, писатель, ру ководствующийся в своем творчестве прежде всего гуманистическими побуж дениями, не может пройти мимо этой темы. Его цель — возможно более полно и глубоко осмыслить великий подвиг на рода с позиции «мирного наступления»: сегодняшних дней, рассмотреть его с вы соты современных общественных задач. О том, что такой процесс закономерен и жизненно необходим, свидетельствует появление в нашей литературе и искус стве последних лет большого количества произведений, где тема Великой Отече ственной войны приобретает важное фи лософское звучание и острую злободнев ность. Лирика Н. Перевалова тем интерес нее, чем значительнее ее социальное звучание, чем шире ее общественный резонанс. Даже в стихах, тематика ко торых лаконично определена названием цикла — «Люблю», поэт достигает боль шой силы обобщения, если в них субъек тивные настроения, чувства, мысли ли- . рического героя соотнесены с большими гражданскими и социальными идеями ! нашего века. ...Звучащая за стеной незатейливая песенка, которую от века поет мать у колыбели ребенка, наводит поэта на раздумья о радостях и горестях материн ства в наше время. Тема эта приобретает горячий публицистический накал, сли ваясь с подтекстно звучащим в стихах призывом к укреплению мира и предот вращению новой войны. Сложен и про тиворечив наш земной мир: добро и зло, друзья и враги, солнце и посвист пурги; «здесь — ракеты летят в межпланетную цель, там — всю землю пытаются взять на прицел». Сталкивая эти контрастные жизненные явления, противопоставляя друг другу разноречивые начала, существующие в мире, поэт утверждает «торжествующей жизни извечный родник» — земную ра дость материнства: Пусть, изведав с годами и холод, и жар, сердце выжмет последний, усталый удар. Будет даже тогда, не прощаясь со мной, колыбельная песня звучать за стеной. («Колыбельная песня») ...Девочка поднесла к глазам осколок шнего стекла и «застыла в восхи щенье», увидев мир в причудливом и не обычном свете. Но стоило опустить ру ку, и земля сразу предстала в привыч ном, но одновременно в более красивом одеянии, богатом множеством разно образных оттенков, переливов, цветов. Земля цветет. И солнце радо отдать ей свой запас тепла. Смешная девочка, не надо, не надо синего стекла! Тот мир, что строим неустанно, где ты, веселая, растешь, для глаз не требует обмана: он так невиданно хорош! («Девочка») Мир, который мы «строим неустан но», наша жизнь не нуждаются ни в ка ком приукрашивании. Не нужны ни ро зовые очки неисправимого бодрячка, ни мутные окуляры мрачного скептика. Наш советский мир следует принимать таким, какой он есть, и особенно таким, каков он будет,— прекрасным! Таково поэтическое кредо автора, таков принцип его поэтического мировосприятия. Надо сказать, что в большинстве сти хов Н. Перевалов верен своей творче ской установке видеть и отмечать в жиз ни все новое и светлое, солнечное и ра достное, что помогает нашему движению вперед, что придает силы и укрепляет в нас уверенность в победе общего дела. В этом отношении, к примеру, самое на звание первого сборника поэта — «Свет лые дали» — не случайно. Писательский путь Н. Перевалова не всегда был гладок. Выло и так, что рука- поэта «у лиры звук неверный исторга ла». Тогда мы встречались с отклонени ями от того важного принципа поэти ческого видения мира, который он про возгласил в раннем стихотворении «Де вочка». В средине пятидесятых годов в на шей жизни и литературе происходили сложные процессы осмысления и эмоци онального вживания в новый период ис тории советского общества. Были ошиб ки и заблуждения. В 1954—1956 гг. Н. Перевалов написал ряд стихов и поэ му «Клоун», в которых он разворошил «тяжелые льдины» житейских драм, обид и оскорблений. Темы он брал остро конфликтные, злободневные, но осмыс лить сложные явления жизни ему не всегда удавалось. В центре поэмы «Клоун» — молодой, подающий надежды музыкант Николай Петров. Первая творческая удача (Нико лай написал хороший вальс, навеянный воспоминаниями о родных сибирских просторах) вскружила ему голову, он пе рестал учиться в консерватории, стал искать легких и быстрых путей к славе, попал под тлетворное влияние богемст вующих халтурщиков и тунеядцев. Ни колай бросает семью, пьянствует, прс. бавляясь случайными ресторанными за работками и пользуясь «услугами» сво их лжедрузей. Разменяв недюжинны*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2