Сибирские огни, 1962, № 12

истинную цену добру и злу, человечнос­ ти и варварству? Кто лучше может осоз­ нать всю неустраненную еще опасность новой гибельной войны? Писатель, сам прошедший весь нелег­ кий путь суровой войны, писатель, ру­ ководствующийся в своем творчестве прежде всего гуманистическими побуж­ дениями, не может пройти мимо этой темы. Его цель — возможно более полно и глубоко осмыслить великий подвиг на­ рода с позиции «мирного наступления»: сегодняшних дней, рассмотреть его с вы­ соты современных общественных задач. О том, что такой процесс закономерен и жизненно необходим, свидетельствует появление в нашей литературе и искус­ стве последних лет большого количества произведений, где тема Великой Отече­ ственной войны приобретает важное фи­ лософское звучание и острую злободнев­ ность. Лирика Н. Перевалова тем интерес­ нее, чем значительнее ее социальное звучание, чем шире ее общественный резонанс. Даже в стихах, тематика ко­ торых лаконично определена названием цикла — «Люблю», поэт достигает боль­ шой силы обобщения, если в них субъек­ тивные настроения, чувства, мысли ли- . рического героя соотнесены с большими гражданскими и социальными идеями ! нашего века. ...Звучащая за стеной незатейливая песенка, которую от века поет мать у колыбели ребенка, наводит поэта на раздумья о радостях и горестях материн­ ства в наше время. Тема эта приобретает горячий публицистический накал, сли­ ваясь с подтекстно звучащим в стихах призывом к укреплению мира и предот­ вращению новой войны. Сложен и про­ тиворечив наш земной мир: добро и зло, друзья и враги, солнце и посвист пурги; «здесь — ракеты летят в межпланетную цель, там — всю землю пытаются взять на прицел». Сталкивая эти контрастные жизненные явления, противопоставляя друг другу разноречивые начала, существующие в мире, поэт утверждает «торжествующей жизни извечный родник» — земную ра­ дость материнства: Пусть, изведав с годами и холод, и жар, сердце выжмет последний, усталый удар. Будет даже тогда, не прощаясь со мной, колыбельная песня звучать за стеной. («Колыбельная песня») ...Девочка поднесла к глазам осколок шнего стекла и «застыла в восхи­ щенье», увидев мир в причудливом и не­ обычном свете. Но стоило опустить ру­ ку, и земля сразу предстала в привыч­ ном, но одновременно в более красивом одеянии, богатом множеством разно­ образных оттенков, переливов, цветов. Земля цветет. И солнце радо отдать ей свой запас тепла. Смешная девочка, не надо, не надо синего стекла! Тот мир, что строим неустанно, где ты, веселая, растешь, для глаз не требует обмана: он так невиданно хорош! («Девочка») Мир, который мы «строим неустан­ но», наша жизнь не нуждаются ни в ка­ ком приукрашивании. Не нужны ни ро­ зовые очки неисправимого бодрячка, ни мутные окуляры мрачного скептика. Наш советский мир следует принимать таким, какой он есть, и особенно таким, каков он будет,— прекрасным! Таково поэтическое кредо автора, таков принцип его поэтического мировосприятия. Надо сказать, что в большинстве сти­ хов Н. Перевалов верен своей творче­ ской установке видеть и отмечать в жиз­ ни все новое и светлое, солнечное и ра­ достное, что помогает нашему движению вперед, что придает силы и укрепляет в нас уверенность в победе общего дела. В этом отношении, к примеру, самое на­ звание первого сборника поэта — «Свет­ лые дали» — не случайно. Писательский путь Н. Перевалова не всегда был гладок. Выло и так, что рука- поэта «у лиры звук неверный исторга­ ла». Тогда мы встречались с отклонени­ ями от того важного принципа поэти­ ческого видения мира, который он про возгласил в раннем стихотворении «Де вочка». В средине пятидесятых годов в на шей жизни и литературе происходили сложные процессы осмысления и эмоци­ онального вживания в новый период ис­ тории советского общества. Были ошиб­ ки и заблуждения. В 1954—1956 гг. Н. Перевалов написал ряд стихов и поэ му «Клоун», в которых он разворошил «тяжелые льдины» житейских драм, обид и оскорблений. Темы он брал остро­ конфликтные, злободневные, но осмыс­ лить сложные явления жизни ему не всегда удавалось. В центре поэмы «Клоун» — молодой, подающий надежды музыкант Николай Петров. Первая творческая удача (Нико­ лай написал хороший вальс, навеянный воспоминаниями о родных сибирских просторах) вскружила ему голову, он пе­ рестал учиться в консерватории, стал искать легких и быстрых путей к славе, попал под тлетворное влияние богемст вующих халтурщиков и тунеядцев. Ни колай бросает семью, пьянствует, прс. бавляясь случайными ресторанными за работками и пользуясь «услугами» сво их лжедрузей. Разменяв недюжинны*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2