Сибирские огни, 1962, № 12

о б о и х произведениях нашего современ­ ника. Тема Сибири органично входит в творчество поэта, составляя главную, так сказать, содержательную основу его » определяя его своеобразие. В советской литературе пятидесятых — начала шестидесятых годов тема ос­ воения Сибири (наряду с освоением Дальнего Востока и Севера нашей стра­ ны) является одной из ведущих тем сов­ ременности. Но у нас еще до конца не изжита традиция изображения Сибири как дикого, далекого и необжитого края. Схватывая лишь внешние и несущест­ венные черты общей панорамы совре­ менной Сибири, некоторые поэты видят здесь своеобразную и очень колоритную рохмантику «дикого угла», не замечая тех грандиозных преобразований, кото­ рые произошли за годы Советской вла­ сти. Но существует и все больше разви­ вается другая (очень правильная!) тен­ денция изображения Сибири, блестящим примером которой является поэма А. Твардовского «За далью—даль», а также стихи Л. Ошанина (цикл «Здрав­ ствуй, Енисей!»), И. Ветлугина, К. Ли­ совского, И. Рождественского и многих других. Эти поэты раскрывают главное в облике современной Сибири — ее не­ преодолимую устремленность в будущее, могучий трудовой ритм, гул величайших гидростанций и промышленных комби­ натов, героизм покорителей целины и ■строителей новых научных центров. И поэзия Н. Перевалова, можно ска­ зать, началась и развивается в русле именно этого сильного течения в совет­ ской литературе. 2 Стихотворение «За пятитысячной вер­ стой», проникнутое пафосом утвержде­ ния всего нового и передового в жизни, дает название сборнику стихов Н. Пере­ валова, вышедшему в 1958 году. Как всегда, лирический герой — человек труда, наш современник — показан в гуще событий, на переднем крае борьбы народа за лучшее будущее. Поэт утвер­ ждает романтику трудовых будней, ге­ роику нашей кипучей и многогранной действительности. Обыкновенное, про­ стое, будничное предстает иногда в сти­ хах в некоем фантастическом ореоле, чтобы ярче были видны величие и гран­ диозность нашего времени, его «разма­ ха шаги саженьи». «Кипящий котлован» большой стройки кажется поэту «пеклом дантовского ада», портальные краны ■марсианскими треногами», а люди вни­ зу — «сказочными гномами» («Ангар­ ская ночь»). Но вот откинут «сказоч­ ный покров», и перед глазами встают живые, горячей крови люди: бетонщицы, смущающиеся «перед глазастым объек­ тивом» фотоаппарата: «кому дано по­ знать великие заботы, наверно, чуточку смешно стоять, позируя для фото» («Бетонщицы»); строитель, человек, «ви­ давший виды», но на все вопросы о своем самоотверженном труде отвечаю­ щий: «Да так, работаем», — «в его рас­ сказе только строчка, но прочитать ее сумей» («Рассказ строителя»). Характеризуя этих людей, автор от­ талкивается не от «книжной памяти», а от живых фактов действительности; буд­ ничная житейская деталь служит здесь первотолчком для художественного ос­ мысления общих закономерностей нашей жизни. Поэт старается говорить о сов­ ременности четко и общепонятно, схва­ тывая сложность жизни без нарочитой усложненности образов. Лирический герой Н. Перевалова жиз­ нелюбив, настроен оптимистически. Но это не означает, что мир видится ему только в радужных тонах. Лирика поэта драматична, она подчас пронизана чув­ ствами, порожденными сложными и от­ нюдь не отрадными противоречиями на­ шей жизни. Интересно стихотворение «Запоздалый друг». «Нежданный гость» заходит «на огонек» к старику-врачу, который десять лет назад спас его от смерти... Но, ока­ зывается, врача-то нет в живых «уже де­ сятый год». Этот печальный жизненный факт осмысляется поэтом с больших об­ щественных позиций: А что, когда придет наш час покинуть белый свет, вот так же хватятся ли нас через десяток лет? Вряд ли нужно разъяснять, какой глу­ бокий пласт чувств, мыслей, ассоциаций вскрывает у читателя словесный покров этой заключительной строфы маленько­ го стихотворения. Цикл стихов «Это было» («Личное де­ ло», «Солдат сорок первого года», «Ро­ машки» и др.) посвящен событиям Вели­ кой Отечественной войны. Обращаясь к «мальчугану одиннад­ цати лет», этому маленькому «полпре­ ду» поколения, не знавшего войны, поэт говорит о бессмертии всенародного под­ вига, призывает вечно помнить тех, кто «шли... от боя и до боя, насмерть нена­ видя и любя... Это было, мальчик. Не с тобою. Но поверь, что было — за тебя». Мы видели, что поэт всегда держал руку свою на пульсе времени, всегда был верен ведущим темам современнос­ ти. К моменту появления военных сти­ хов Н. Перевалова после войны прошло более десяти лет. И вызваны к жизни они не воспоминаниями о давних бит­ вах, а потребностями времени, обострив­ шейся опасностью новой войны. Тема великой войны не стареет, она совре­ менна и актуальна сейчас, так как отра­ жает жизненный и нравственный опыт целого поколения советских людей, воз­ мужавших в тяжких боях с коричневой чумой. А кто лучше этих людей знаег

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2