Сибирские огни, 1962, № 12
садовнике», чтобы убедиться, насколь ко повысился уровень мастерства поэта. Оба стихотворения написаны на одну тему — о колхозном садоводе-мичурин- це, выращивающем фруктовые сады в суровых климатических условиях Си бири. В «Балладе о садовнике» образ ге роя, разбивающего сад «на безжизнен ном склоне» Лысой горы, не получил убедительного поэтического решения. Человек затерялся в массе деталей и описаний, стихотворение растянуто, не совершенно в композиционном отноше нии. Герой из стихотворения «У дикой ро щи» обрисован тепло и душевно. Уди вительный человек — Денис Матвеич, там, где вьюга полгода кружит, где закутан в морозный чад, тяж ко охает лес от стужи, заложил он весною сад. Немало пришлось энтузиасту повоевать с маловерами, но он все-таки «отстоял свою правоту, сердце честно прибавив к знаниям и помножив все на мечту». Непринужденно, органически в образ ную ткань стихов входит тема дружбы народов нашей страны- Друг, живущий в горах Кавказа, друг, родившийся в Фергане, может статься, еще ни разу не бывали вы на Ине... Соберитесь же на досуге, побывайте у нас хоть раз. Эх, с каким человеком, други, познакомить хочу я вас! Эта тема находит свое продолжение и- в других стихах Н. Перевалова, законо мерно вырастая в тему интернациональ ной дружбы народов всей земли («В вы ходной», «Иностранцы» и др.). Большое место в «Стихах» занимает поэзия детства. Обращаясь к воспоми наниям своей юности, пристально всмат риваясь в жизнь нашей детворы, поэт размышляет о больших путях, открыва ющихся в нашей стране перед каждым человеком, говорит о неповторимо пре красном душевном мире ребенка, о чи стосердечных детских радостях и горе стях, о счастье отцовства и материн ства. Стихи наполнены романтическим светом детства и теплым ощущением бе зыскусственной радости земного бытия. Появляются иногда в стихах, когда ав тор говорит о своем ушедшем детстве, и элегические ноты, но они лишь под черкивают сложность и многообразие жизненных проявлений. Однако преимущественный интерес поэта ко всему светлому и положитель ному и — в известной мере — проявив шаяся в начале его творчества (в поэме «В сельской школе» и некоторых сти хах «Светлых далей») тенденция к сгла живанию острых углов действительно сти привели к тому, что тема борьбы с отрицательным, отжившим, мрачным (5 жизни советского общества не получила у Н. Перевалова в свое время разверну того художественного воплощения. Но в 1954 году поэтом были опубликованы яркие и остроконфликтные стихи о лю дях и явлениях, чуждых нашей социали стической морали («Анонимное пись мо», «На вокзале», «В вагоне»), ...В электричке едут люди на работу. Вдруг в вагон входит человек, «хмель ной, нездешний, неизвестный». «При няв заученную позу», запевает он о ги бели Гастелло, сбирая «медный дождь в ладонь — для нового запоя...» Этот жи тейский факт служит поэту своего рода стимулом для постановки большой нрав ственной проблемы: Пепец, недорого берешь за память светлую героя! За то ли ринулся он в бой. чтоб ты с похмелья утром ранним о нем рассказывал — с рукой, протянутой за подаяньем? Общественная значимость житейского факта становится зримой, когда в сти хотворении все явственней вырисовы вается образ положительного героя — человека, который противостоит этому убогому, нищему духом паразиту. Зак лючительные строки стихотворения хоро шо выражают воинствующий гуманизм советских людей: Смотри, тут на любой скамье тебе уступят место люди, садись — и в трудовой семье хоть человеком больше будет. Поедем с нами, наконец!.. Но, если старой жаль привычки, сойди, непрошеный певец, сойди ты с нашей электрички! Поэмой «В сельской школе» (1949 г.), сборниками «Светлые дали» (1951 г.) и «Стихи» (1954 г.) Н. Перевалов заявил себя как интересный и одаренный поэт и занял в нашей поэзии свое, заметное место. Определилась главная тема творчест ва поэта — Сибирь, самоотверженный труд советских людей, поставивших на службу народу неиссякаемые богатства этого обширного и величественного края. Поэт смотрит на родной край гла зами «старожила», которому понятна неброская, но дорогая сердцу красота его природы, близки его мужественные люди. Но Н. Перевалов далек от того, чтобы отгородиться на «собственном на деле» какой-то одной, «особой» сибир ской тематикой. Подобно тому, как Си бирь есть неотъемлемая часть нашей Родины, так и поэзия Н. Перевалова вы ходит за рамки «местной темы», полно правно включаясь в общее движение советской литературы, осмысляющей дела нашего времени и показывающей в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2