Сибирские огни, 1962, № 12

садовнике», чтобы убедиться, насколь­ ко повысился уровень мастерства поэта. Оба стихотворения написаны на одну тему — о колхозном садоводе-мичурин- це, выращивающем фруктовые сады в суровых климатических условиях Си­ бири. В «Балладе о садовнике» образ ге­ роя, разбивающего сад «на безжизнен­ ном склоне» Лысой горы, не получил убедительного поэтического решения. Человек затерялся в массе деталей и описаний, стихотворение растянуто, не­ совершенно в композиционном отноше­ нии. Герой из стихотворения «У дикой ро­ щи» обрисован тепло и душевно. Уди­ вительный человек — Денис Матвеич, там, где вьюга полгода кружит, где закутан в морозный чад, тяж ко охает лес от стужи, заложил он весною сад. Немало пришлось энтузиасту повоевать с маловерами, но он все-таки «отстоял свою правоту, сердце честно прибавив к знаниям и помножив все на мечту». Непринужденно, органически в образ­ ную ткань стихов входит тема дружбы народов нашей страны- Друг, живущий в горах Кавказа, друг, родившийся в Фергане, может статься, еще ни разу не бывали вы на Ине... Соберитесь же на досуге, побывайте у нас хоть раз. Эх, с каким человеком, други, познакомить хочу я вас! Эта тема находит свое продолжение и- в других стихах Н. Перевалова, законо­ мерно вырастая в тему интернациональ ной дружбы народов всей земли («В вы­ ходной», «Иностранцы» и др.). Большое место в «Стихах» занимает поэзия детства. Обращаясь к воспоми­ наниям своей юности, пристально всмат­ риваясь в жизнь нашей детворы, поэт размышляет о больших путях, открыва­ ющихся в нашей стране перед каждым человеком, говорит о неповторимо пре­ красном душевном мире ребенка, о чи­ стосердечных детских радостях и горе­ стях, о счастье отцовства и материн­ ства. Стихи наполнены романтическим светом детства и теплым ощущением бе­ зыскусственной радости земного бытия. Появляются иногда в стихах, когда ав­ тор говорит о своем ушедшем детстве, и элегические ноты, но они лишь под­ черкивают сложность и многообразие жизненных проявлений. Однако преимущественный интерес поэта ко всему светлому и положитель­ ному и — в известной мере — проявив­ шаяся в начале его творчества (в поэме «В сельской школе» и некоторых сти­ хах «Светлых далей») тенденция к сгла­ живанию острых углов действительно­ сти привели к тому, что тема борьбы с отрицательным, отжившим, мрачным (5 жизни советского общества не получила у Н. Перевалова в свое время разверну­ того художественного воплощения. Но в 1954 году поэтом были опубликованы яркие и остроконфликтные стихи о лю дях и явлениях, чуждых нашей социали­ стической морали («Анонимное пись мо», «На вокзале», «В вагоне»), ...В электричке едут люди на работу. Вдруг в вагон входит человек, «хмель ной, нездешний, неизвестный». «При­ няв заученную позу», запевает он о ги­ бели Гастелло, сбирая «медный дождь в ладонь — для нового запоя...» Этот жи тейский факт служит поэту своего рода стимулом для постановки большой нрав ственной проблемы: Пепец, недорого берешь за память светлую героя! За то ли ринулся он в бой. чтоб ты с похмелья утром ранним о нем рассказывал — с рукой, протянутой за подаяньем? Общественная значимость житейского факта становится зримой, когда в сти­ хотворении все явственней вырисовы­ вается образ положительного героя — человека, который противостоит этому убогому, нищему духом паразиту. Зак лючительные строки стихотворения хоро­ шо выражают воинствующий гуманизм советских людей: Смотри, тут на любой скамье тебе уступят место люди, садись — и в трудовой семье хоть человеком больше будет. Поедем с нами, наконец!.. Но, если старой жаль привычки, сойди, непрошеный певец, сойди ты с нашей электрички! Поэмой «В сельской школе» (1949 г.), сборниками «Светлые дали» (1951 г.) и «Стихи» (1954 г.) Н. Перевалов заявил себя как интересный и одаренный поэт и занял в нашей поэзии свое, заметное место. Определилась главная тема творчест­ ва поэта — Сибирь, самоотверженный труд советских людей, поставивших на службу народу неиссякаемые богатства этого обширного и величественного края. Поэт смотрит на родной край гла­ зами «старожила», которому понятна неброская, но дорогая сердцу красота его природы, близки его мужественные люди. Но Н. Перевалов далек от того, чтобы отгородиться на «собственном на­ деле» какой-то одной, «особой» сибир­ ской тематикой. Подобно тому, как Си­ бирь есть неотъемлемая часть нашей Родины, так и поэзия Н. Перевалова вы­ ходит за рамки «местной темы», полно­ правно включаясь в общее движение советской литературы, осмысляющей дела нашего времени и показывающей в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2