Сибирские огни, 1962, № 12

В. КОРЖЕВ „ТИ ХА ГЛУБОКАЯ РЕКА“ 1 Николай Илларионович Перевалов (Колесников) принадлежит к тому поко­ лению советских писателей, человече­ ское и гражданское возмужание которых было ускорено тяжкими и суровыми буд­ нями Великой Отечественной войны, а большая дорога в литературу открылась в многотрудные времена конца сороко­ вых — начала пятидесятых годов. Первые печатные опыты Н. Перевало- ва относятся еще к довоенному времени, но в них, как об этом сказано в биогра­ фической справке, ничего, кроме фами­ лии, от автора после редактирования не осталось. Затем — фронт, в армейских газетах изредка появляются стихи моло­ дого поэта. Тяжелое ранение. Госпиталь. Снова фронт. После войны — годы уче­ бы в педагогическом институте, работа учителем... В 1949 году в журнале «Си­ бирские огни» появляется поэма Н. Пе- ревалова «В сельской школе». Автора поэмы интересует прежде всего не столько самый процесс трудной и ответственной работы советского учи­ теля, сколько тот высокий душевный на­ строй мыслей и чувств, который свой­ ствен героине поэмы Римме Хруста- левой. Обаятельный и чистый образ этой девушки обрисован в произведении вы­ пукло и интересно. Однако история моло­ дой учительницы не всегда убеждает чи­ тателя: очень уж все легко дается Рим­ ме Хрусталевой; трудности роста и ста­ новления характера молодого педагога не показаны в поэме; образы других учи­ телей и учеников нарисованы бледно. Проявилась в поэме и свойственная для многих произведений того времени тен­ денция одностороннего изображения жи­ зни колхозной деревни — без показа ее реальных трудностей и противоречий. Лирический герой первого поэтиче­ ского сборника Н. Перевалова («Свет­ лые дали», 1951 г.) — человек созида­ тельного и одухотворенного труда во имя счастья народа. Это — «юноша лет двадцати», смело шагающий «в одуряю­ щий зной» степей и пустынь, чтобы вздохнула облегченно тоскующая зем­ ля, разродившись «впервые за тысячи лет» обильным и таким нужным лю­ дям урожаем («По великому плану»). Это — изыскатель, прокладывающий первые пути в таежную глухомань: Холодная, бездонная трясина Расставила повсюду западни. Промокли ноги в чавкающей тине, И каждый куст щетинится, как еж — Не тронь мой лес!—кричит кукушка.—Сгинешь! — Вернись! — вещает ворон. — Пропадешь! А он идет, сбивая палкой росы, Идет по кочкам, зарослям глухим, И легкий дым московской папиросы Струится по-домашнему за ним. Разумеется, стихи поэта не были ли­ шены недостатков, давала знать себя риторика, чувствовалась нечеткость идейного замысла (стих «Светлые да­ ли»), не всегда автор был достаточно взыскателен и при выборе каждого от­ дельного поэтического слова (обилие не­ определенных местоимений, употребле­ ние неглубоких по содержанию, внешних «красивостей»: «в окне качается си­ рень, в сиреневое разодета» и т. п.). В вышедшем в 1954 году сборнике «Стихи» Н. Перевалову удалось в зна­ чительной мере преодолеть недостатки первого сборника и подняться на новую ступеньку в овладении поэтическим ма­ стерством. Шире становится тематиче­ ский диапазон его лирики, глубже поэ­ тические раздумья, усиливается стрем­ ление философски осмыслить явления жизни. Достаточно сравнить два стихотворе­ ния — «У дикой рощи» и «Балладу о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2