Сибирские огни, 1962, № 12
В. КОРЖЕВ „ТИ ХА ГЛУБОКАЯ РЕКА“ 1 Николай Илларионович Перевалов (Колесников) принадлежит к тому поко лению советских писателей, человече ское и гражданское возмужание которых было ускорено тяжкими и суровыми буд нями Великой Отечественной войны, а большая дорога в литературу открылась в многотрудные времена конца сороко вых — начала пятидесятых годов. Первые печатные опыты Н. Перевало- ва относятся еще к довоенному времени, но в них, как об этом сказано в биогра фической справке, ничего, кроме фами лии, от автора после редактирования не осталось. Затем — фронт, в армейских газетах изредка появляются стихи моло дого поэта. Тяжелое ранение. Госпиталь. Снова фронт. После войны — годы уче бы в педагогическом институте, работа учителем... В 1949 году в журнале «Си бирские огни» появляется поэма Н. Пе- ревалова «В сельской школе». Автора поэмы интересует прежде всего не столько самый процесс трудной и ответственной работы советского учи теля, сколько тот высокий душевный на строй мыслей и чувств, который свой ствен героине поэмы Римме Хруста- левой. Обаятельный и чистый образ этой девушки обрисован в произведении вы пукло и интересно. Однако история моло дой учительницы не всегда убеждает чи тателя: очень уж все легко дается Рим ме Хрусталевой; трудности роста и ста новления характера молодого педагога не показаны в поэме; образы других учи телей и учеников нарисованы бледно. Проявилась в поэме и свойственная для многих произведений того времени тен денция одностороннего изображения жи зни колхозной деревни — без показа ее реальных трудностей и противоречий. Лирический герой первого поэтиче ского сборника Н. Перевалова («Свет лые дали», 1951 г.) — человек созида тельного и одухотворенного труда во имя счастья народа. Это — «юноша лет двадцати», смело шагающий «в одуряю щий зной» степей и пустынь, чтобы вздохнула облегченно тоскующая зем ля, разродившись «впервые за тысячи лет» обильным и таким нужным лю дям урожаем («По великому плану»). Это — изыскатель, прокладывающий первые пути в таежную глухомань: Холодная, бездонная трясина Расставила повсюду западни. Промокли ноги в чавкающей тине, И каждый куст щетинится, как еж — Не тронь мой лес!—кричит кукушка.—Сгинешь! — Вернись! — вещает ворон. — Пропадешь! А он идет, сбивая палкой росы, Идет по кочкам, зарослям глухим, И легкий дым московской папиросы Струится по-домашнему за ним. Разумеется, стихи поэта не были ли шены недостатков, давала знать себя риторика, чувствовалась нечеткость идейного замысла (стих «Светлые да ли»), не всегда автор был достаточно взыскателен и при выборе каждого от дельного поэтического слова (обилие не определенных местоимений, употребле ние неглубоких по содержанию, внешних «красивостей»: «в окне качается си рень, в сиреневое разодета» и т. п.). В вышедшем в 1954 году сборнике «Стихи» Н. Перевалову удалось в зна чительной мере преодолеть недостатки первого сборника и подняться на новую ступеньку в овладении поэтическим ма стерством. Шире становится тематиче ский диапазон его лирики, глубже поэ тические раздумья, усиливается стрем ление философски осмыслить явления жизни. Достаточно сравнить два стихотворе ния — «У дикой рощи» и «Балладу о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2