Сибирские огни, 1962, № 12
...Я никак не могу согласиться с отрицательной оценкой, данной Б. Соловь евым «Даурии» Конст. Седых. (Кн. 2-я, «Сиб. огни», № 1 за 1947 г.)., Это про должение романа рецензент небрежно и безответственно оторвал от предшеству ющего широкого полотна. Но и конец второй книги не значит еще окончание все го романа. Это видно по всему содержанию произведения, по незавершенной судьбе некоторых из главных его героев (напр. Романа Улыбина). А выхватывать ножницами, где случится, кусок художественной ткани произведения, без учета начала, без внимания к долженствующему быть написанным концу—это равнодуш но-жестокая и нецелесообразная расправа с писателем, бесспорно, крупного мас штаба. Во второй книге, пишет Б. Соловьев,— «характеры дальневосточных пар тизан остались не раскрыты; слабо показан смысл их борьбы». Но все ведь это уже раскрыто и показано в предыдущих частях произведения. Надо ли повто ряться и разжевывать поведение героев для читателей и в последующих частях романа? В рецензируемой части особенно выпукло показан атаман Елисей К ар гин, враг Советской власти. Но его образ, как и образ Григория Мелехова в «Ти хом Доне» М. Шолохова, дает советскому читателю художественно преподанные сведения о том, как гибнут «не на своей улице» русские люди и волевые, и ум ные, но не понявшие спасительной силы Октябрьской революции. Разве такие об разы не имеют воспитательного значения для советского читателя? Я считаю «Даурию» большим художественным полотном. В романе рисует ся своеобразный быт Восточной Сибири и ее люди. Созданная картина, отдельные эпизоды показывают творческую мощь писателя. Считаю неправильным, когда роман бьют за то, что там большое место уде ляется Каргину-врагу. А в «Тихом Доне» мало уделено места сильному врагу? И разве основная заслуга Советской власти в том, что она победила колосса на гли няных ногах? Нет, она победила большую, еще сопротивляющуюся силу. И если враг нарисован так, что можно понять, что этот враг тоже находится в заблуж дении, что он мог бы быть другим, как Каргин, — то это реальная картина на шей действительности. Седых — писатель, который пишет умно и трудно, но его сбивать нам не выгодно. Так мы можем потерять большую литературную силу. (Из выступления на обсуждении юбилейного номера журнала «Сибирские огни» 1HII 1947 г,)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2