Сибирские огни, 1962, № 12
Феклина говорит о своем поколении, о своем времени. Она читает стихи своего- любимого поэта Павла Когана. Уходя из школы, ребята с благодарностью говорят о школьной дружбе. Лариса Ильина говорила о дружбе, и тут же для убедитель ности она читает фадеевские строчки о дружбе, которая наливается и крепнет, как металл, от испытаний и мужества. Я обратила внимание, как легко ребята обращаются к литературе. Их слова, их мысли органично сливаются с мудростью книг. Все волнует семнадцатилетних: и высокое назначение человека, о котором так громко и сильно своими стихами сказал Витя Трещев, и все земные радости, вплоть до курского соловья, о которых так тепло говорила Наташа Парфенова. А Володя Жулидов поднимает тост за Кубу, за мужество маленького кубинского народа и снова читает симоновские стихи. Выл на этом вечере и прямой разговор о поэзии. Вот он: «Мы поднимаем тост за юность. Когда говорим «юность», мы вспоминаем поэзию, это она помогла нам понять мир. Все неожиданно в последний год: краски неба, первое чувство, и, мо жет быть, поэтому в 11 классе мы особенно сильно привязались к стихам, и да простит нас Иван Сергеевич, что иногда поверх учебника геометрии у нас лежали томики стихов...» Трудно в выступлениях ребят отделить их мысли от суждений поэтов и писателей. ...А спад? Существует ли у учащихся спад интереса к литературе? На этот вопрос может быть только один ответ: «Там, где учитель преподает литературу по старинке, не учитывая ни требований времени, ни запросов ребят, спад- неизбежен. Интерес учащихся к книге — в руках учителя!» НЕМНОГО О НЕУДАЧАХ Написала оптимистическое предложение: «Интерес учащихся к книге — в руках учителя!» — и подумала, а не стоит ли рассказать об одной из неудач, ко торые не раз постигали меня, когда я искала самые короткие и самые эффектив ные пути сближения учащихся с искусством. Думаю, что ошибки не менее красно речивы, чем удачи. Это было в 1959/60 учебном году. По многим классам, школам, да и, пожа луй, по всей стране прошла дискуссия о физиках и лириках. Это «мероприятие» задело и нашу школу. На уроке читаю письмо И. Оренбурга. Особенных эмоций нет. Общее мнение, невысказанное, но живущее в каждом: подумаешь, кто-то не знает Блока и Баха, и мы не знаем, а живем! Стремлюсь вызвать возбуждение любыми средствами, вплоть до обвинения учащихся в невежестве. Не понимая истинной причины равнодушия, взвалив все на безразличие молодого равнодуш ного поколения к «волнующим вопросам современности», я пригласила для «ожив ленной» дискуссии (которой, конечно, и не было) деятелей искусства, представи телей технической мысли. Только теперь понимаю, как, наверное, недоумевали профессор медицинского института Г. Власенко и артист театра «Красный факел» Б. Райкин, которые не могли найти общего языка с ребятами. А я все искала для ребят новых встреч, не понимая, что все беседы искусственны, что нельзя декларациями убеждать уча щихся, нельзя навязывать мнение, если для него не подготовлена почва. Моя бур ная деятельность «по приобщению учеников к искусству» была прекращена со бытием, вызвавшим во мне гнев и боль. Не без моего влияния десятиклассники написали письмо академику Христиа- новичу и попросили его высказать свое отношение к дискуссии. Пришел ответ. Нас торжественно извещали о том, что референт Христиановича согласен встре титься с нами для переговоров о дне беседы с академиком. Нужно было кому-то идти на переговоры. Я стою посредине класса, нервно мну хрустящую гладкую бумажку — при глашение и вижу полное безразличие к судьбам переговоров. У всех нашлись свои более важные дела. Встречи с референтом не было. Не было встречи с академи ком Христиановичем. И только позже понимаю: в этом равнодушии нет ничего оскорбительного по отношению к уважаемому академику, как не было ничего ос корбительного и в снисходительных улыбках ребят, когда они слушали рассказ Б. С. Райкина о трудной доле актера. ВМЕСТО ЭПИЛОГА На выпускном вечере ко мне подошла женщина. Я смотрела на красивое молодое лицо. Было трудно поверить, что это мать двух наших выпускников. «Спасибо вам за все. За то, что вы внесли мир в наш дом», — сердечно сказала она. Возникло чувство неловкости, трогательные слова не могли относиться ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2