Сибирские огни, 1962, № 12

«Подписан будет мир, и вдруг к тебе домой, К двенадцати часам, шутя, смеясь, пророча, Как в дни войны, придут слуга покорный твой И все его друзья , кто будет жив к той ночи». И при всей «тихости» исполнения была в ее чтении большая сила. Нет, для Иры это не минорное стихотворение, хотя в нем много светлой грусти, для Иры: важнее в этом стихе вера, большая сильная надежда на мир, встречу, счастье, на жизнь. Неожиданно сильно прозвучали стихи в исполнении всех тех, кто раньше не выступал со стихами. Я назвала бы этот вечер вечером радостных неожиданностей. Рядом со мной сидела умная и тихая Галя Леопа, вот что она сказала: «Как-то странно все: эти стихи я знаю наизусть, но слушаю их будто впервые». «Смотрите, — изумлялась Балахнина, — у нас, оказывается, все артисты». Перед каждым стихотворением Витя и Наташа, как всегда, категорично, вы­ сказывали свое понимание произведения, это создавало определенный настрой. Читающий стихи подавал их слушателю в том же ключе. Затем шла пьеса. Трактовку «Русского вопроса» приняли все, как все согласились и с новым образом, введенным Трещевьш в пролог. Удачу постановщика разделил Борис Даниленко, выступавший на сцене впервые. По-новому раскрылся для класса Во­ лодя Тимашов. Он был особенный, этот Гарри—Тимашов: стройный, с завидной выдержкой, большой культурой, которая чувствовалась во всем — в слове, в ма­ нерах... На сцене Валя Тимашова: «Моим самым сильным музыкальным впечатлени­ ем является «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, которую я слушал в Ленинграде в дни блокады. К. Симонов». Это телеграмма от поэта, полученная е ответ на запрос ребят о любимых музыкальных произведениях. В полутемном зале раздались первые звуки симфонии, все мы — уже одно дыхание. Не беру на себя смелость утверждать, что при других обстоятельствах ребя­ та не слушали бы так серьезно эту симфонию. Но для меня совершенно бесспор­ ным является то, что к моменту слушания симфонии Шостаковича всем пред­ шествующим ходом вечера ребята были психологически подготовлены к восприя­ тию этой музыки. Любопытно отметить, что Саша Католиков в конце вечера по инерции (так полагалось всегда) включил пленку с танцевальной музыкой. Завизжал дикий фокстрот, под который ребята танцевали не раз. Но сейчас он так не вязался с нашим общим настроением! «Сашка, выключи эту шарманку», — раздался звон­ кий голос Гали Устиновой. Это было желание всех. Мы предпочли прогулку по ночному городу. Тут же я подумала: «Самое действенное средство борьбы за му­ зыкальные вкусы ребят — организация таких вечеров, которые бы самим своим духом воспитывали ребят». Тепло мая щедро разлилось в ночи. Мы шли и говорили-говорили о вещах, самых важных, самых главных на свете. Ведь это была одна из последних ночей уходящей школьной юности. В заключение мне хочется сказать, что ценность вечера-зачета следует оп­ ределять тем, как ребята пользуются на вечере правом отстаивать свое понима­ ние произведений. Кому-то показалось, что «Хозяйку дома» Ира читала как сти­ хотворение о любви, оппоненту кажется, что главный мотив — верность солдат­ ской дружбе. Ира спорит. Сразу после спектакля Виктор Трещев темпераментно рассказывает о режиссерском замысле, о тех актерских накладках, которые с его точки зрения возникли по ходу исполнения. Он тут же отчитывает актеров, а зри­ тели в чем-то соглашаются, чему-то возражают. Именно эта сторона зачета — бо­ евая, активная защита своего взгляда на литературу свидетельствовала о несом­ ненной зрелости учащихся. ЕЩЕ ОДИН ВЕЧЕР ПОЭЗИИ Выпускной бал. Кончилась торжественная часть. Последнее школьное за ­ столье. Нам не надо вина, нас вполне устраивает лимонад. Самое главное в дру­ гом: ребятам есть о чем поговорить в свой последний школьный день. Хочется сказать о многом. И стихийно, сам собой, возникает разговор о том, что дорого юности. И снова на помощь приходит книга. Первой берет слово Ира Шевнина. Она вспоминает, что двадцать лет назад, 22 июня 1941 г. началась война. Поколение нынешних выпускников не знает войны, но каждый отлично понимает, какой це­ ной пришло к ним счастье. Ира предлагает вспомнить всех павших, всех поимен­ но, от имени долга, от имени сердца. Ира читает отрывки из «Реквиема». Вера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2