Сибирские огни, 1962, № 12

■сти и изобретательности. Спасибо Новосибирской филармонии — программки ее симфонических концертов были для нас великолепным материалом. Содержание фантастической симфонии Берлиоза, изложенное музыковедом, читается под дружный хохот класса. Автор уснастил свою речь таким количеством «вырази­ тельных» средств, что мысль отыскать невозможно. Занятия дали результат. Чуткость ребят к слову удивляла. Возникали споры! Хорошо! УРОК И ЖИЗНЬ Особое место в работе с одиннадцатиклассниками занимали сочинения на ■свободную тему. Цель их: заставить учащихся серьезно посмотреть на жизнь, ко­ торая их окружает, раскрыть в неприметных буднях свою поэзию, развить наблюдательность. Для примера беру работу над сочинением': «День мира»-второй в моей жиз­ ни». Стоило только предложить тему, с мест крики: — А о чем писать? Как писать? — У нас нет никаких выдающихся событий... — О серости, будничности писать? Перед учащимися ставлю задачу: — Давайте присмотримся в этот день ко всему, что нас окружает. Оля Борисова говорит, что в жизни все серо и буднично. Может быть, это только ка­ жется так? Знаете ли вы людей, которые проходят мимо вас каждый день? Всегда ли вы замечаете, как меняется наша жизнь? А если в этот день мы постараемся остановить мгновения, остановить и всмотреться, и, может быть, мы найдем в буднях ту красоту, которую не замечали раньше? Договариваемся: весь день будем внимательно следить за тем, что вокруг происходит, постараемся запомнить каждый свой шаг, проанализируем мысли, которые придут нам в голову, постараемся разобраться в чувствах, которые нас захватят. Интересно отметить, что сами учащиеся совершенно неожиданно обнаружи­ ли для себя, как красив и содержателен один, всего-навсего один будничный день, Возвращаясь вечером из школы, Олег Светашев заметил свет новой рекла­ мы: «Продмаг». Ну и что особенного? Придаем ли мы этому значение, занятые сотней своих дел? Олег пишет: «Я заставил себя еще раз посмотреть на этот свет и подумал: «Ведь это же здорово! Еще один продмаг!» Важно научить наших ребят глубоко чувствовать мир, не замыкаться в сфе­ ре эмоций, связанных со своими и только своими делами. В этот день учащиеся постарались взвесить «груз» своих эмоций. Он радует их своей весомостью. Раду­ ет одиннадцатиклассников и борьба кубинского народа, и вступивший в строй но­ вый гигант металлургии, и победоносное шествие народов Африки, и стихи Евту­ шенко. Радует людской поток на улице. В этот день ученики старались вобрать в себя голоса всего мира. Это оказалось очень интересным. Фотин Гена видит, как спешат люди, мурлыкая себе под нос мотив полюбившейся песенки, как, закусы­ вая на ходу, спорят студенты. Вот прошел пожилой человек на костылях, порыв ветра распахнул пальто, и Валя Тимашова заметила Красную Звезду на груди. В обычный день глянешь равнодушно на то, на это и пройдешь, а в этот день за­ ставляешь себя поразмыслить над многими будничными фактами: «Я подумала,— пишет Валя Тимашова, — сколько бедствий принесла война, внезапно ворвавшись в нашу жизнь, подумала о тысячах людей, отдавших свою жизнь за то, чтобы жили мы, и как, наверное, больно бывает этому человеку, умному, много пови­ давшему на своем веку, видеть тех бездельников и девиц, что целыми толпами шатаются по улицам после праздного дня».. Всегда важно человеку найти какое-то нравственное мерило всему, и если этим мерилом станут, действительно, большие дела, то, естественно, станешь требовательнее к себе. Так случилось и с ребятами: они всмотрелись всего в один обычный день, и многие из них поняли, как напрасно они тратят дорогие часы, дни, как мало успели сделать и как много упущено возможностей стать богаче, красивее, лучше. С точки зрения совершенствования слога, который всегда был одним из по­ казателей умственной зрелости, работа над такими сочинениями приносит огром­ ную пользу. Почему? На наш взгляд, это происходит оттого, что в процессе наб­ людений над жизнью, людьми, своими переживаниями ученики уж отбирают какие-то детали, какие-то приметы, которые постепенно складываются в достовер­ ный образ. Богатство впечатлений, богатство всего воспринятого — верный залог полнокровности, самобытности впечатления. Не следует нам в общеобразо­ вательной школе гнаться за голым техницизмом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2