Сибирские огни, 1962, № 12
■сти и изобретательности. Спасибо Новосибирской филармонии — программки ее симфонических концертов были для нас великолепным материалом. Содержание фантастической симфонии Берлиоза, изложенное музыковедом, читается под дружный хохот класса. Автор уснастил свою речь таким количеством «вырази тельных» средств, что мысль отыскать невозможно. Занятия дали результат. Чуткость ребят к слову удивляла. Возникали споры! Хорошо! УРОК И ЖИЗНЬ Особое место в работе с одиннадцатиклассниками занимали сочинения на ■свободную тему. Цель их: заставить учащихся серьезно посмотреть на жизнь, ко торая их окружает, раскрыть в неприметных буднях свою поэзию, развить наблюдательность. Для примера беру работу над сочинением': «День мира»-второй в моей жиз ни». Стоило только предложить тему, с мест крики: — А о чем писать? Как писать? — У нас нет никаких выдающихся событий... — О серости, будничности писать? Перед учащимися ставлю задачу: — Давайте присмотримся в этот день ко всему, что нас окружает. Оля Борисова говорит, что в жизни все серо и буднично. Может быть, это только ка жется так? Знаете ли вы людей, которые проходят мимо вас каждый день? Всегда ли вы замечаете, как меняется наша жизнь? А если в этот день мы постараемся остановить мгновения, остановить и всмотреться, и, может быть, мы найдем в буднях ту красоту, которую не замечали раньше? Договариваемся: весь день будем внимательно следить за тем, что вокруг происходит, постараемся запомнить каждый свой шаг, проанализируем мысли, которые придут нам в голову, постараемся разобраться в чувствах, которые нас захватят. Интересно отметить, что сами учащиеся совершенно неожиданно обнаружи ли для себя, как красив и содержателен один, всего-навсего один будничный день, Возвращаясь вечером из школы, Олег Светашев заметил свет новой рекла мы: «Продмаг». Ну и что особенного? Придаем ли мы этому значение, занятые сотней своих дел? Олег пишет: «Я заставил себя еще раз посмотреть на этот свет и подумал: «Ведь это же здорово! Еще один продмаг!» Важно научить наших ребят глубоко чувствовать мир, не замыкаться в сфе ре эмоций, связанных со своими и только своими делами. В этот день учащиеся постарались взвесить «груз» своих эмоций. Он радует их своей весомостью. Раду ет одиннадцатиклассников и борьба кубинского народа, и вступивший в строй но вый гигант металлургии, и победоносное шествие народов Африки, и стихи Евту шенко. Радует людской поток на улице. В этот день ученики старались вобрать в себя голоса всего мира. Это оказалось очень интересным. Фотин Гена видит, как спешат люди, мурлыкая себе под нос мотив полюбившейся песенки, как, закусы вая на ходу, спорят студенты. Вот прошел пожилой человек на костылях, порыв ветра распахнул пальто, и Валя Тимашова заметила Красную Звезду на груди. В обычный день глянешь равнодушно на то, на это и пройдешь, а в этот день за ставляешь себя поразмыслить над многими будничными фактами: «Я подумала,— пишет Валя Тимашова, — сколько бедствий принесла война, внезапно ворвавшись в нашу жизнь, подумала о тысячах людей, отдавших свою жизнь за то, чтобы жили мы, и как, наверное, больно бывает этому человеку, умному, много пови давшему на своем веку, видеть тех бездельников и девиц, что целыми толпами шатаются по улицам после праздного дня».. Всегда важно человеку найти какое-то нравственное мерило всему, и если этим мерилом станут, действительно, большие дела, то, естественно, станешь требовательнее к себе. Так случилось и с ребятами: они всмотрелись всего в один обычный день, и многие из них поняли, как напрасно они тратят дорогие часы, дни, как мало успели сделать и как много упущено возможностей стать богаче, красивее, лучше. С точки зрения совершенствования слога, который всегда был одним из по казателей умственной зрелости, работа над такими сочинениями приносит огром ную пользу. Почему? На наш взгляд, это происходит оттого, что в процессе наб людений над жизнью, людьми, своими переживаниями ученики уж отбирают какие-то детали, какие-то приметы, которые постепенно складываются в достовер ный образ. Богатство впечатлений, богатство всего воспринятого — верный залог полнокровности, самобытности впечатления. Не следует нам в общеобразо вательной школе гнаться за голым техницизмом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2