Сибирские огни, 1962, № 12

ЗАЧЕТ — НЕ ТОЛЬКО ФОРМА УЧЕТА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В нашей школе введены зачеты. По литературе привились письменные заче­ ты, хотя по некоторым большим темам мы проводили и устные. Ценность зачетов как формы учета знаний бесспорна. Но зачет в значительной степени помогает ученику в развитии самостоятельности мышления, расширяет круг чтения, повы­ шает ответственность каждого учащегося за свои знания. Например: идет обзор­ ная тема «Литература военных лет». Учащимся читается обзорная лекция. На од­ ном из уроков разбирается произведение этих лет (по выбору учителя), затем каж- дому предоставляется право выбора любого произведения. В течение недели каж­ дый из учеников работает самостоятельно над темой, и результаты этой работы излагаются в письменном зачетном сочинении или устном выступлении на зачет­ ном уроке. На этот раз любимыми книгами учащихся оказались очерки Б. Горбатова и публицистика И. Эренбурга, драматургия Л. Леонова и поэзия К. Симонова. Непременным условием хорошей работы считалось у нас умение разгадать «тайны» сильного впечатления произведения искусства. Это вкапывание в произ­ ведение доставляло учащимся радость: «Великолепной метафорой, — пишет Л а­ риса Ильина,— поэт раскрывает глубокую мысль: «Кулацкий выстрел, ослепив, жизнь погасил бы враз, но был не я убит в степи, где обелиск сейчас». Поэт не говорит о том, что в этой степи умер солдат, он использует метонимию. Перед на­ ми раскрывается и вся трагичность гибели неизвестного солдата, и чувства самого поэта. Мне нравится лаконичный образ войны: «Изрыли бомбы дочерна обочины дорог», часто повторяющиеся фразы: «не я», «не я» , «не мне» подчеркивают взволнованность писателя. За этими сильными, и я бы сказала, горячими отрица­ ниями, вижу образ писателя с недремлющей, чуткой совестью, писателя, который преклоняется перед павшими, ведь мы, люди, очень ответственны за все свои дела перед павшими». Ребята любили зачетные уроки, потому что они становились не только средством утверждения своего понимания произведения, но и средством утверж­ дения своих взглядов на жизнь, средством утверждения самого себя в этом мире. Зачеты раскрывали учащихся иногда с самой неожиданной стороны, и этому мож­ но найти объяснение: ученик берет для зачета именно то произведение, которое по каким-то качествам сродни его взглядам на жизнь, либо такое, с которым он не согласен. И тогда в споре снова отражаются личные качестра ученика. Полюбившееся произведение порой затрагивает такие стороны жизни учени­ ка, которые сам он никогда не раскроет учителю, а произведение вызывает его на откровенность. Среди полученных на проверку зачетных сочинений было одно, удивившее меня своим откровенным тоном, своей горячностью и меткостью в определении таких понятий, как верность, честь, долг, любовь, гражданственность. Рассужде­ ния были вызваны стихотворением К. Симонова «Жди меня, и я вернусь». Я чи­ тала эту работу в учительской. Прозвенел звонок. Недочитанное сочинение за ­ хватила с собой на урок.Снова читаю его. Вслух. Классу. С мест раздались вопро­ сы: «Кто написал?» «Вот это да! Кто же это?» Перевернув странички и, не сумев скрыть удивления, я прочитала: «Володя Т...» В классе наступило напряженное молчание. Его не любили многие, не любили за острый язык, за «пижонство», за страсть ко всему, что лежит за пределами школьных законов. Он посмеивался над девочками с косичками, делая вид, что ему известна другая «красивая, изящная» жизнь. Попытки приобщить Володю к школьным делам кончались неудачей. Я ждала возражений: «Мы не верим этому сочинению», «Все это красивые слова», но таких реплик я не услышала до конца урока. Может быть, сочинение показало Володю, каким не знала его я? ТОЛЬКО ЛИ НА ОБРАЗЦАХ? Звучит на наших уроках великолепный язык Пушкина и Горького, Толстого и Шолохова. Ученики анализируют художественные достоинства произведений классиков. Но почему же мы часто сталкиваемся в сочинениях с элементарной безграмотностью в стиле, почему на уроках нередко звучит суконный язык? ...Однажды совершенно случайно, чтобы заполнить паузу на уроке, я прочи­ тала отрывок из «Зигзагов стиля» («Вопросы литературы»):' «Огонек спички, за ­ теплившийся на громадном безмолвном поле, зажег в нем волю к жизни». Реак­ ция странная: большинство воспринимает эту словесную чепуху за художествен­ ность: «А что? Есть эпитеты, сравнения... Вполне художественно». Надо признать; в нашем преподавании есть просчет: недостает упражнений на критическое чутье, учеба только на образцах, одна сама по себе еще не спо­ собна выработать стойкий иммунитет к словесной халтуре. С этого дня — на каждом уроке тренаж в анализе словесной выразительно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2