Сибирские огни, 1962, № 12
автору. Я его хорошо знаю... Все эти красивые слова о подвиге, о чести в ее со чинении — чепуха! Надо иметь право на тему, право на высокие красивые слова. В классе взрыв, шквал вопросов. Мне нравится мысль о праве на тему. Не знаю, как это учесть в нашей рабо те, но вопрос об ответственности за слова, ответственности перед темой, борьба за жизненную емкость моральных понятий мне по душе. ОТ КНИГИ К ЖИЗНИ И ОТ ЖИЗНИ К КНИГЕ В классе создана группа для дополнительных занятий по русскому языку из «лучшей половины человечества» — мальчишек. Писали мальчишки диктант. Проверяли. Долго. Сосредоточено. И чтобы не было учительнице скучно, Витя Трещев как бы между прочим положил перед ней «Юность» № 2 за 1961 год. Учительница поняла: в номере есть что-то интересное. ...Красным карандашом подчеркнуты слова: «Ведь кроме желания выжить, есть еще мужество жить». Читаю: «Реквием», Роберт Рождественский. «Реквием» Рождественского — это гимн во славу тех, кто погиб, защищая Родину, кто спас живущих. Ученики как-то сами быстро потянулись к «Реквиему» Может быть, сказа лись и наши упражнения на поэтическое видение; заметно выросла читательская, «поэтическая» культура одиннадцатиклассников. Это произведение надолго стало в нашем классе событием. Через несколько дней я читала реферат Ларисы Ильиной и Иры Шевниной о «Реквиеме». В клас се любили отстаивать свое понимание, свое видение произведения. А 12 апреля 1961 года произошел любопытный разговор. В день полета Га гарина говорили о книге. «Понимаете, Эльвира Николаевна, Гагарин читал «Рек вием». Он, бесспорно, оптимист. Не мог человек с такой жизнерадостной улыбкой видеть в «Реквиеме» только мотив смерти. И как мы сами раньше не заметили, что в «Реквиеме» очень сильны оптимистические ноты: призыв к людям встречать трепетную весну, мечта о полете к гордым мерцающим звездам». Может забыться имя поэта, может забыться само произведение, но мысль к чувство, тебя потрясшие, навсегда останутся как часть твоего внутреннего мира, как нечто важное в твоем багаже. Ведь в конечном счете цель всех наших уро ков научить зорко вглядываться в жизнь. От полноценного восприятия худо жественного произведения — к правильному, богатому восприятию жизни! Борьба за полноту восприятий жизни, явлений природы, за глубину чувствований и серь езность размышлений — вот к чему надо стремиться на уроках литературы. Ино гда я меняла порядок проведения урока: начиналось занятие не с чтения стихо творения, а с размышлений над каким-то вопросом, в заключение читалось поэти- Чп/1К1^ произведение. Выбор вопроса не был случайным. Например: при изучении «Молодой гвардии» мне хотелось донести до учащихся мысль, которую так худо жественно сильно выразил Рождественский в «Реквиеме»: всем, что имеем — радостью, жизнью — мы обязаны людям, которые, не задумываясь, отдавали жизнь за свою родину. Живущим надо помнить об ушедших Эта память нужна не мертвым, она нужна живым. Если бы каждый из нас понимал радость самого бытия, нам было бы значи тельно легче переносить трудности. С нашими учащимися надо говорить на такие, темы. Однако простой констатацией ответственности поколений не обойтись. По могает поэзия, вызывающая глубокие эстетические переживания. Разговор о поколениях окончен, читается стихотворение С. Шипачева «Пав шим». Делимся впечатлениями. И оказывается, что для многих, как открытие, прозвучала мысль о том, что в самом бытии уже заключена большая радость. Человек живет, поет, дышит, он чувствует под ногами весь земной шар — ведь это уже само по себе замечательно! Поэт прав, когда называет минорные рассуж дения некоторых скептиков кощунственными. Имеем ли мы право на скепсис? — вот основной вопрос, который мы поднимаем на уроке стихотворением «Павшим». В анализе стихотворения, которое делают учащиеся, почти невозможно отделить их размышления о жизни от авторских суждений. Прошло время. Мы уже не возвращались в стихотворению, но оно продолжало жить в суждениях ребят, письменных и устных: «Увидеть утреннюю зарю, восход солнца, услышать пение жаворонка, дышать чистым воздухом _ это прекрасно! — читаем в сочинении Виктора Трещева.— Ходить по земле, радо ваться, печалиться, чувствовать биение жизни, ее пульс — это хорошо».’ В экзаменационном сочинении Светы Мокротоваровой читаем: «Отшумели донские ковыли, отполыхали донские зарницы, Давыдов погиб, не потому ли я живу, что за тысячи верст от моего города где-то в донской степи пал от руки врага замечательный коммунист Давыдов. Не потому ли я живу, что этот чело век, не думая о жизни, смело шел в рост под пули за нас, еще не родившихся».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2