Сибирские огни, 1962, № 12
мных произведений. Однако мне представляются необходимыми и специальные уп ражнения. В этом убедил один случай на уроке. Я прочитала стихотворение С. Щипачева: «Пускай умру, пускай летят года, Пускай я стану прахом навсегда. Полями девушка пройдет босая. Я встрепенусь, превозмогая тлен. Горячей пылью ног ее касаясь, Ромашкою пропахших до колен». Ребятам было предложено рассказать о своем видении этого стихотворения. Странное дело: почти никто ничего не увидел. Это оказалось неожиданным и для самих учащихся. Валерий О. откровенно сказал, что стихотворение какое-то забав ное: «Ну, умер поэт, а по полю идет эдакая здоровая крепкая девушка с загоре лыми ногами. Шла она по ромашке, вот ноги и пахнут ею». Меня изумила при митивность видения. И мы пришли к выводу: необходима серьезная, глубо ко продуманная работа по воспитанию поэтического видения. С того памятного случая на каждом уроке мы проводили специальные уп ражнения на поэтическое видение. Задачи постепенно усложнялись. Прошло полгода занятий. Ребята полюбили эти упражнения. Некоторые уди вительно зорко всматривались в художественную ткань произведений, быстро улавливали поэтический аромат и пытались, иногда очень удачно, определять «секрет» сильного воздействия произведения. Я читаю «Стихи о цветах и музыке» А. Имерманиса. Я хотел писать о цветах, о ромашках, усеявших луг, но вдруг... Ноги в подкованных сапогах в росу ромашки вминают. Я поднимаю глаза от бумаги, вглядываюсь: между сапог сотни босых ног куда-то шагают. Стройные, старчески немощные, кривые, юношеские и шагающие впервые. Обувь осталась где-то, сложенная аккуратно. Обувь — не человек, обувь нужно беречь. Обувь — не что-нибудь там , а вещь. Обувь еще пригодится другим. Умирать же можно босым и нагим. Так они шли и шли, выбиваясь из сил, но вот их остановил свежевырытый ров. Сапоги встают в полукруг — и вдруг залп тишину рвет — и вот ноги обулись в серый песок, оделись в красную кровь. А на лугу, где они прошли, в землю ромашки белые вмяты... Таких ромашек на свете тьма, д аж е и не сочтешь никогда ты. Перед вторичным чтением ставлю перед ребятами ряд задач: 1. Попытайтесь определить, в чем секрет сильного воздействия стихотворе ния на нас?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2