Сибирские огни, 1962, № 12
лось, что я далеко не всех ночлежников вижу. Какие они? Что их волнует? А ноч лежка? Увидеть ее своими глазами тоже не так просто». Одним из приемов, которые помогают ученику увидеть, а следовательно, и пережить мир героев пьесы, является, на наш взгляд, привлечение в процессе р а боты над пьесой ее сценической истории. В самом деле, учитель говорит на уроке о глубокой реалистической основе пьесы, а что наши учащиесся знают об этой реалистической основе? Из истории они знают ,о том, что при капитализме происходит процесс дикого обнищания на родных масс, эксплуатация толкает людей на самое дно. А какое оно, это дно? И тогда на помощь приходит история театра. Мы увидим «знаменитый» Хитров ры нок глазами не посторонних наблюдателей, а людей, заинтересованных в донесе нии каждой типической детали до зрителя; мы можем совершить эту увлекатель ную экскурсию, но не с этнографической целью, а с той, какую ставили перед со бой актеры. Какая мысль стала главной для театра? Человек — это звучит гордо! Чело век рождается для лучшего! Театр нашел в пьесе, говоря словами Немировича- Данченко, «революционно насыщенную подоплеку». Мы обратились к трактовке образов Сатина и Луки Станиславским и Москвиным. К. С. Станиславский рисо вал Сатина как русского мечтателя, не идеализируя его. Сложным, как сам об раз, было актерское решение образа Луки Москвиным. Не случайно это решение вызвало такие разноречивые толки. Мы предложили учащимся трактовку Луки Москвиным. Кто-то согласился с ней, кто-то нет, но спор, вызванный образом Луки—Москвина, помог учителю проверить правильность видения и понимания учащимися одного из сложнейших героев пьесы, ведь от его понимания во многом зависит проникновение в идейную сущность пьесы. Мы не боялись дать учащимся различные варианты решений. Они выберут ют, который наиболее близко подойдет к их видению пьесы, к той общей оценке пьесы, какую дает учитель. Несомненно, что использование богатейшего опыта актеров, если и не изменило представления учащихся о героях, то обогатило ха рактеры новыми оттенками, сообщило новое звучание образу. Даже небольшие детали из актерского опыта оживляют многие моменты пьесы. Обычно учащиеся определяют Бубнова как беспросветного скептика, не радующегося ничему. Боль шой актер Художественного театра В. В. Лужский находил богатство красок в этом образе. По-иному зазвучал образ Бубнова, когда было рассказано о том, как Лужский играл Бубнова в последнем акте. Рассказано об одной-единственной крупной слезе, которая катилась по лицу этого босяка-скептика, когда он начинал петь, и новая черта натуры Бубнова раскрывалась перед ребятами. Глубокому восприятию пьесы помогает рассказ о режиссерском видении горьковской пьесы. Мы предлагаем классу один из первых вариантов, который, по мнению К. С. Станиславского, должен был выразить драматизм пьесы: в ре жиссерском плане возникает образ женщины, которая изломанным гребнем чешет волосы, слышится монотонное убаюкивание ребенка, висят пеленки, во дворе— шарманка, возятся малыши и т. д. Задаем вопрос ученикам: почему такое сценическое решение пьесы не со ответствует духу горьковского «На дне»? Учащиеся спорят. Приходят к выводу, что нагромождение бытовых деталей мешает выявлению основного замысла пье сы. Они соглашаются со строгим, реалистическим, суровым и лишенным бытопи сательства изображением дна жизни. Такие упражнения в критическом чутье, с одной стороны, помогают разоб раться в сущности пьесы, с другой стороны, учат видеть в искусстве театра су щественное и несущественное. Мы заметили, как много дала учащимся такая работа. Она заставила снова и снова перечитывать текст, вглядываться в каждую строчку. В свою очередь, живое видение мира пьесы вызывало у ребят очень глубокие переживания. Уча щиеся имели возможность не только понять, но и почувствовать, пережить огром ную разницу, которая существует между миром ночлежников и тем, в котором выросли ученики. Сопоставление мира увиденного с сегодняшним днем учащиеся делали невольно, это возникало как естественное следствие размышлений над судьбами ночлежников. Многие ребята буквально потрясены своим вторичным обращением к пьесе. И это было радостное открытие, какое обычно возникает при встрече с новыми интересными людьми. УЧИТЬ ПРАВИЛЬНОМУ ВИДЕНИЮ Опыт изучения «На дне» М. Горького показал, что на уроках литературы не обходима работа по 'воспитанию культуры чтения, по воспитанию восприятия ху дожественного слова. Бесспорно, что эта работа сопутствует изучению програм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2