Сибирские огни, 1962, № 12

Прошло два года. И на выпускном вечере мы, учителя, услышали среди про­ чих тостов тост за поэзию, тост за книгу. Мы были спокойны: наши питомцы возь­ мут с собой в дальнюю дорогу томик стихов любимого поэта. Однако сама по себе эта потребность в книге не пришла. Она была результа­ том большой и трудной работы. Мне хочется поделиться мыслями о тех формах и методах учебной работы, которые родились как результат усилий всех словес­ ников школ Новосибирска. ПРОБУЖДАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА Учителя любят говорить о могучей силе художественного слова, о способно­ сти слова вызывать в воображении читателя образы и картины^ которых читаю­ щий никогда не видел. Власть художественного слова представляется всем бес­ спорной. Наверное, именно это обстоятельство часто бывает причиной того, что преподаватель, не учитывая особенностей читательской культуры школьника, не считает нужным долго останавливаться на первой ступени изучения произведения —восприятии художественного текста —полагая, что очарование от произведения аскусства само снизойдет на ученика. Стремясь решить образовательные и воспи­ тательные задачи, учитель порой больше заботится о преподнесении тех идей и тех выводов из произведения, которые ученик должен вынести сам при чтении художе­ ственного произведения. Однако познавательные и воспитательные функции ху­ дожественного произведения не существуют отдельно, изолированно от эстетиче­ ского. Вот почему если мы ослабляем работу по воспитанию правильного восприя­ тия художественной ткани произведения, мы ослабляем и нравственное воздейст­ вие литературы на личность учащегося. Памятуя о§ этом, мы всегда стремились проводить тщательную работу над текстом. Нет никаких сомнений в том, что учитель не может учесть всей слож­ ности, которая возникает при конкретизации литературного образа в воображении учащихся. И все-таки следует признать,, что работа над конкретно-чувственными образами, работа по воспитанию правильного видения героев произведений яв­ ляется одной из важнейших. И как бы ни была трудна эта работа, она окупается сторицей на всех последующих этапах изучения произведения. Необходимость глубоко продуманной работы в этом направлении вызывает­ ся следующим обстоятельством: мир героев многих произведений далек от уча­ щихся, требуется большая работа воссоздающего воображения, чтобы этот мир предстал перед ребятами. Стоит забыть эту истину, ослабить работу на самом первом этапе изучения произведения, и мы столкнемся с удивительными фактами: у одних учащихся представление о герое не совпадает с пониманием его сущно­ сти, у других представление настолько слабое, что учащиеся теряются, когда предлагаешь им рассказать о своем видении того или иного образа, той или иной картины. Мы убедились в этом на примере изучения пьесы М. Горького «На дне» в 10 классе. Ребята подходили к заключительному этапу изучения произведения (особенности творчества Горького-драматурга). Внешне все было как будто в по­ рядке: учащиеся читали текст, пересказывали содержание, анализировали образы. Я обратила внимание на то, что они говорят о героях постоянно в прошедшем вре­ мени, Это и понятно. Но слышалось в этих рассказах равнодушие к судьбам ■«бывших» людей. Не было того волнения, которое всегда является показателем глубокого восприятия произведения. Возникли вопросы: 1) а не является ли такое отношение к произведению ре­ зультатом неправильного представления героев пьесы? и 2) видят ли учащиеся мир, в котором живут герои пьесы? Мы сознавали, что понимание образа в значительной степени определяется тем, как представляют себе учащиеся героев произведения, обстановку, в кото­ рой они живут. Учащимся была предложена такая тема сочинения: «Как я представляю себе героев пьесы «На дне». Ребята имели право избрать любую форму повествова­ ния: дневник путешественника, рассказ очевидца, письмо другу. Некоторые поста­ вили себя в положение артиста, которому надо сыграть роль Барона или Луки: размышления над внешним обликом героя и его сущностью показывали правиль­ но ли усвоен образ. Самыми неожиданными были для нас те трудности, с которыми встретились учащиеся в работе над сочинением. Оказалось, что понимание образа многими учениками не опирается на конкретное видение. Любопытно, что некоторые пря­ мо выражали свое удивление по поводу этого факта. Вот как начала свое сочи­ нение Алла Паклина: «Эта работа не выходит у меня из головы, несколько раз начинала писать, но каждый раз бросала — не нравилось. Мы так долго изучали пьесу, что не знать ее, не представлять людей, нельзя, и, странное дело, оказа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2