Сибирские огни, 1962, № 12
ясно: правда не в том, что Тимашов не выучил урока, а в том, что урок его не взволновал, правда не в единицах и пятерках, а в том, что стоит за ними: вызуб ренный текст, пробороздивший сознание ученика, или могучая власть чувств и мыслей, потрясших его. Да, перед нами не прежний десятиклассник, сферы соприкосновения с жизнью у этих ребят значительно расширились. В условиях непосредственного участия в производстве быстрее формируются взгляды на жизнь, следовательно, появляются новые факторы, воздействующие на миропонимание нашего ученика. И если мы продолжаем на уроке литературы говорить о литературных факторах, явлениях, не учитывая всей сложности отношений старшеклассника с окру жающим его миром, воспитательный эффект наших уроков будет ничтожно мал. Выпускники уходят из школы токарями, слесарями, швеями. Уже в стенах школы они становятся частью рабочего класса, и отношение к этим учащимся как к обычным школьникам нетерпимо. Ко многим десятиклассникам и одиннадцатиклассникам сохранили отношение как к школярам, не заметив, что они выросли. Я вспомнила оскорбительный для ребят случай с записью в областную библиотеку: скрепленное печатью и веским словом директора поручательство не помогло: им не верили, потому что они не студенты и не рабочие. Но десятиклассникам дирекция школы доверяла сложней шие заказы крупных предприятий, которые ученики блестяще выполняли в пре красных школьных мастерских, равных заводским цехам. Разве в этих двух фак тах нет обидного противоречия? Нет, старый подход к ученику не годится! Если учитель хочет войти с доб рой, умной книгой в мир своих учащихся, если он хочет помочь становлению гар монически развитого человека, и нам, учителям, надо многое пересмотреть *■ своем методическом багаже. Однако главным условием успешных поисков тех или иных форм учебной работы во все времена было отличное знание самих учеников. Вот почему я хочу поделиться своими впечатлениями от первого знакомства с учащимися. ДЕСЯТИКЛАССНИК ШКОЛЫ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ Учащиеся двух десятых классов были признанными вожаками всех школь ных дел. Это они строили производственные мастерские — гордость школы; бы ли обладателями целого ряда кубков за спортивные достижения, Мне, естествен но, хотелось узнать: какое место в жизни ребят занимает литература, искусство? Возникла мысль о первом сочинении: «Дело, которым я занимаюсь с удовольст вием». Тема не вызвала сомнений, сочинения были написаны искренне, но учите ля они озадачили. Через все сочинения как главная прошла мысль о том, что в здоровом теле— здоровый дух, а отсюда — главное место в жизни должно быть уделено спорту, Я заметила, что поклонение спорту у ребят ничего общего не имеет с тем утили тарным отношением к спорту, которое бытует среди некоторой части молодежи. Спорт рождает у учащихся красивые, сильные чувства. Как и всем молодым, десятиклассникам свойственна жажда побить рекорды. Но они отлично понима ют, что путь к рекордам лежит через огромный труд, требующий от человека максимального напряжения сил, большой воли и терпения. Почти все учащиеся вспоминают свои первые, неуверенные шаги в спорте, с большим волнением пи шут о битвах на беговых дорожках. Из прочитанных работ нельзя поспешно делать выводы об эстетической не восприимчивости учащихся, о равнодушии к книге, однако одно сочинение, принадлежащее Ире Шевниной, многое нам раскрыло. Ира хочет быть врачом’ но она всегда любила и будет любить поэзию. Заключение сочинения было груст ным: «Очень жалко, что в нашем классе никто не увлекается стихами, считает это пустяшным делом. Не с кем поговорить о книге». Эти слова подтвердили на ше первое впечатление от знакомства с ребятами. Показателен и такой факт: при проверке работ я не досчиталась одной Вы яснилось, что сочинение не сдал Витя Трещев, хотя на уроке (я это видела) он что-то сосредоточенно писал. После ряда неудачных попыток быяснить причину в журнале против фамилии Трещева появилась единица Спустя полгода после этой истории я вспомнила снова о ней в присутствии Виктора. Он усмехнулся и достал из папки несколько смятых листков, исписанных размашистым стреми тельным почерком человека, который спешит высказать самые важные самые сильные переживания. Витя писал о поэзии. Он писал о беспокойном желании высказать стихами все, что его волнует в жизни. В классе знали, что Трещев пишет стихи, но Вигя стеснялся говорить об этом: боялся насмешек Такими и предстали они передо мной на первых уроках: любящие труд и спорт, с легкой иронией относящиеся к классике на том основании что «к делу е<* яе приставишь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2