Сибирские огни, 1962, № 12
ву ради «шоу». Более половины театральных помещений Рио-де-Жанейро отдано эстрадным зрелищам. Коммерческие соображения влияют и на кинематограф, который пользуется неизмеримо большим успехом, нежели театры. На бразильском экране преобла дают иностранные фильмы, бразильские — показываются очень редко. А между тем бразильская кинематография может многое сделать. Ее успех на Каннском фестивале говорит сам за себя. Почему же в стране так мало фильмов отечествен ного производства? С этим вопросом я обратился к Флавио Тамбеллини — дирек тору «Синема эдюкатиф» и председателю исполнительной комиссии по делам ки нематографии. Комиссия создана недавно. Правительство поручило ей изучать положение дел на киностудиях, вносить свои рекомендации и предложения по развитию кинематографии. — Пока, — говорит Тамбеллини, — мы делаем первые шаги. Это верно, что Бразилия выпускает мало фильмов — около 20 в год. Тут большую роль играет рынок. В наших условиях производство определяется спросом. Не было потребно стей, не было спроса, значит, не было и широко развитого производства. Я не могу согласиться с такими рассуждениями. Конечно, коммерческие потребности могут быть удовлетворены, и без развития национальной кинемато графии, фильмов в мире более чем достаточно, были бы деньги на их покупку. Но существуют ведь и иные потребности. Кинематография Бразилии призвана рассказывать о своей стране, развивать национальные традиции. Тамбеллини со глашается: да, все это очень важно, но — рынок есть рынок. Он добавляет: сейчас бразильский банк обсуждает вопрос о финансировании национального кинопроиз водства. Решения пока нет. Если решение будет благоприятным, это поможет ис полнительной комиссии. Она получит реальную возможность поощрять создание национальных фильмов. IV Но вернемся к выставке. В разделе культуры так же, как и в других разде лах, велась книга отзывов. Посетители не только одобряли выставку, но и анализировали, искали объяснение увиденному. Через многие записи проходит мысль об органической связи показанных достижений с социальным строем, утвердившимся в России пос ле 1917 года. Вот некоторые из них. «Мы, бразильцы, гордимся большим развитием СССР. Мы увидели, что мо жет сделать социалистическое государство для блага своего народа. Выставка яв ляется подлинной эпопеей цивилизации, которая родилась в этом веке. Да здравствует Ленин. Мы видим осуществление его заветов». «Русская выставка просто сказочная. Это только маленький образец того, что сделали социализм и мужество русского народа. Эволюция человечества неиз бежно ведет к социализму. Шоза Гамильтон Гомес». «Удовлетворен посещением выставки СССР, показывающей благосостояние народа и трудолюбие его рабочего класса. Восхищаюсь делом своего класса. Аутуето Сильве». Каждый посетитель пишет по-своему. Далеко не все оценивали выставку в понятиях социалистического учения. «Береги Бог такой великий народ» — пишут студенты института «Килено». Многие посетители сопоставляли советский опыт с положением Бразилии и ее проблемами: «Я нашел выставку советской страны замечательной. Надеюсь, что моя стра на в ближайшее время тоже станет коммунистической. Я буду бороться за это. Убиражара Биментал, студент». «Социализм! Когда дойдет очередь до моего Сеара? Пауло». «Наш Хрущев! С уважением. Мне понравились советские девушки на де монстрации мод. Посылаю привет всем советским матерям и обнимаю всех учите лей. Приветствую экономическую и культурную независимость, достигнутую братским советским народом. Пусть эта звезда светит и дальше. Да здравствует Россия! Да здравствует социализм! Да здравствует Бразилия! Мать четырех детей». «Как я смог убедиться, искусство в СССР находится на уровне, недосягаемом для Запада. Все свидетельствует о том, что социализм занимает ведущее место в организации обучения. Прекрасны издания литературы, представленные на этой выставке. На у Ш приходят только слова похвалы в адрес выставленных гравюр. Бразилия должна следовать примеру этой замечательной страны в области куль турного обмена и духовного сближения через искусство, при котором наши’ ху дожники могли бы многому научиться у своих советских коллег. Жозе Батиста». «Все, что можно видеть на этой первой выставке достижений СССР, поисти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2