Сибирские огни, 1962, № 12

ву ради «шоу». Более половины театральных помещений Рио-де-Жанейро отдано эстрадным зрелищам. Коммерческие соображения влияют и на кинематограф, который пользуется неизмеримо большим успехом, нежели театры. На бразильском экране преобла­ дают иностранные фильмы, бразильские — показываются очень редко. А между тем бразильская кинематография может многое сделать. Ее успех на Каннском фестивале говорит сам за себя. Почему же в стране так мало фильмов отечествен­ ного производства? С этим вопросом я обратился к Флавио Тамбеллини — дирек­ тору «Синема эдюкатиф» и председателю исполнительной комиссии по делам ки­ нематографии. Комиссия создана недавно. Правительство поручило ей изучать положение дел на киностудиях, вносить свои рекомендации и предложения по развитию кинематографии. — Пока, — говорит Тамбеллини, — мы делаем первые шаги. Это верно, что Бразилия выпускает мало фильмов — около 20 в год. Тут большую роль играет рынок. В наших условиях производство определяется спросом. Не было потребно­ стей, не было спроса, значит, не было и широко развитого производства. Я не могу согласиться с такими рассуждениями. Конечно, коммерческие потребности могут быть удовлетворены, и без развития национальной кинемато­ графии, фильмов в мире более чем достаточно, были бы деньги на их покупку. Но существуют ведь и иные потребности. Кинематография Бразилии призвана рассказывать о своей стране, развивать национальные традиции. Тамбеллини со­ глашается: да, все это очень важно, но — рынок есть рынок. Он добавляет: сейчас бразильский банк обсуждает вопрос о финансировании национального кинопроиз­ водства. Решения пока нет. Если решение будет благоприятным, это поможет ис­ полнительной комиссии. Она получит реальную возможность поощрять создание национальных фильмов. IV Но вернемся к выставке. В разделе культуры так же, как и в других разде­ лах, велась книга отзывов. Посетители не только одобряли выставку, но и анализировали, искали объяснение увиденному. Через многие записи проходит мысль об органической связи показанных достижений с социальным строем, утвердившимся в России пос­ ле 1917 года. Вот некоторые из них. «Мы, бразильцы, гордимся большим развитием СССР. Мы увидели, что мо­ жет сделать социалистическое государство для блага своего народа. Выставка яв­ ляется подлинной эпопеей цивилизации, которая родилась в этом веке. Да здравствует Ленин. Мы видим осуществление его заветов». «Русская выставка просто сказочная. Это только маленький образец того, что сделали социализм и мужество русского народа. Эволюция человечества неиз­ бежно ведет к социализму. Шоза Гамильтон Гомес». «Удовлетворен посещением выставки СССР, показывающей благосостояние народа и трудолюбие его рабочего класса. Восхищаюсь делом своего класса. Аутуето Сильве». Каждый посетитель пишет по-своему. Далеко не все оценивали выставку в понятиях социалистического учения. «Береги Бог такой великий народ» — пишут студенты института «Килено». Многие посетители сопоставляли советский опыт с положением Бразилии и ее проблемами: «Я нашел выставку советской страны замечательной. Надеюсь, что моя стра­ на в ближайшее время тоже станет коммунистической. Я буду бороться за это. Убиражара Биментал, студент». «Социализм! Когда дойдет очередь до моего Сеара? Пауло». «Наш Хрущев! С уважением. Мне понравились советские девушки на де­ монстрации мод. Посылаю привет всем советским матерям и обнимаю всех учите­ лей. Приветствую экономическую и культурную независимость, достигнутую братским советским народом. Пусть эта звезда светит и дальше. Да здравствует Россия! Да здравствует социализм! Да здравствует Бразилия! Мать четырех детей». «Как я смог убедиться, искусство в СССР находится на уровне, недосягаемом для Запада. Все свидетельствует о том, что социализм занимает ведущее место в организации обучения. Прекрасны издания литературы, представленные на этой выставке. На у Ш приходят только слова похвалы в адрес выставленных гравюр. Бразилия должна следовать примеру этой замечательной страны в области куль­ турного обмена и духовного сближения через искусство, при котором наши’ ху­ дожники могли бы многому научиться у своих советских коллег. Жозе Батиста». «Все, что можно видеть на этой первой выставке достижений СССР, поисти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2