Сибирские огни, 1962, № 12

испытанным рецептам антикоммунизма. Бризола — крупный капиталист, губер­ натор штата, а в Бразилии губернаторы пользуются очень большими правами и влиянием. Журналисты стали изображать речи Бризолы как экстравагантные вы­ ходки, не имеющие под собой никакой почвы, а самого Бризолу — как политиче­ ского деятеля, катастрофически быстро теряющего влияние. В этой связи вспоминается один смешной случай. Мы читали очередную статью «Бразил Гералд» о Бризоле в момент, когда по телевидению транслирова­ лось выступление Бризолы на студенческом собрании. Газета писала, что сторон­ ники Бризолы отходят от него, озадаченные и оскорбленные «наскоками на США», что речи губернатора удивляют и отталкивают бразильцев... А в прием­ нике телевизора раздавались бурные овации. На экране видны были возбужден­ ные лица студентов, встречающих горячим одобрением каждое слово Бризолы, осуждающее политику США — экономическую экспансию, попытки оказывать политическое давление... Наш собеседник с одобрением отзывается о выступлениях Бризолы. Но он считает — окончательные выводы делать рано, надо посмотреть, как Бризола бу­ дет проводить свою политику, во что практически выльются обещанные им перемены. «Надо что-то придумать. Так дальше продолжаться не может» — вот глав­ ная мысль молодого экономиста. Он сообщает, что в некоторых районах штата сейчас делаются попытки ор­ ганизовать государственные и коллективные хозяйства. Может быть, эти экспери­ менты помогут. По какой-то отдаленной ассоциации мне вспоминается аэропорт в Лиссабоне. В зале для транзитных мальчуган лет одиннадцати-двенадцати раздает суве­ ниры. Ему давно пора спать: второй час ночи. Но он — на работе. Одна из наших переводчиц дарит мальчику значок с портретом Гагарина и фотографию Титова: ' — Ты знаешь Гагарина и Титова? — Нет, не знаю. — А кто же первым в космос летал? — Джон Гленн... Нечто похожее можно встретить еще в Бразилии. Долгие годы информа­ ция о Советском Союзе здесь вовсе отсутствовала, либо заменялась дезинформа­ цией. После восстановления дипломатических отношений положение изменилось, но правда о нашей стране до многих еще не дошла. Пользуясь предрассудками, копившимися годами, бразильские оруженосцы антикоммунизма по-прежнему пускают в ход пропагандистское старье из арсена­ ла двадцатых-тридцатых годов. Они действуют по нехитрому принципу: если в Бразилии что-то вызывает острое недовольство людей, надо представить дело так, будто у советских в этой области еще хуже. Скажем, в Бразилии многие дети недоедают, ходят оборванными, живут в тесноте. Распространяется версия: в Со­ ветском Союзе детей отбирает государство. В Бразилии существует своеобразный культ семьи, культ детей, там очень часто встречаются многодетные семьи. Несмот­ ря на бедность, бразильцы дорожат возможностью быть с детьми, трогательно забо­ тятся о них. Реакционная пропаганда играет на родительских чувствах бразиль­ цев. И, надо сказать, не без успеха. Многие посетители, приходя на выставку, не спрашивали, отбирают ли у нас детей — тут у них не было никаких сомнений. Они просто хотели уточнить: «Скажите, пожалуйста, с какого возраста государст­ во забирает у вас детей?» Это был один из самых часто задаваемых вопросов. ...Молодой художник больше часа провел в разделе культуры. Он внима­ тельно рассматривает каждую из тридцати выставленных работ советских графи­ ков, театральные эскизы и макеты, фотографии, посвященные кино, музыке, са- лтодеятельности, искусству, стенды книг... — Скажите, — обращается он ко мне, — каково положение абстрактного Искусства в СССР? Рассказываю ему о том, что у нас говорят и пишут про абстрактное искусст­ во, каково отношение советских художников к абстракционизму. Рассказываю также о творческих исканиях, о разнообразии стилей и форм в нашем искусстве. — У вас только терпят или поддерживают это разнообразие? Художник начитался статей о «подавлении индивидуальности» в СССР, о «конформизме» советского искусства. Теперь он хочет во всем по-настоящему ра­ зобраться. Говорить с ним о советском искусстве легко: видно, что к буржуазным измышлениям он и раньше не относился с полным доверием, выставка окончатель­ но развеяла туман предрассудков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2