Сибирские огни, 1962, № 12

— Да. — Советские русские? — Советские. — Земляки... Я под Царицыным жил. Казак. В двадцатом году из Крыма уехал во Францию, потом — сюда... Вот уже 40 лет в Бразилии. Работаю. Уст­ роился неплохо. А все тянет на Волгу. Как там у вас сейчас люди живут?.. Рассказываем. — У вас вот что хорошо: труд в чести, — говорит казак. — Тех, кто хорошо работает, хвалят, награждают, портреты в газетах печатают. Здесь этого не-е-т. Наоборот... У бразильцев есть такая поговорка: «Если я буду работать, у меня не останется времени зарабатывать...» В поговорке целая философия, которая развращает не только буржуа. Свое­ корыстие, стремление пожить за счет ближнего, паразитизм проникают и в трудовую среду. В дни монтажа выставки один рабочий говорил про другого: — Он любит смотреть, как другие работают. Для него это приятнее всякого спектакля... Речь шла не о каком-то уникальном лодыре. Насколько мне удалось заме­ тить, пренебрежительное отношение к труду, безалаберность в работе, стремление поменьше сделать — побольше получить распространены здесь довольно широко. Не потому, что южане от природы ленивы, как толкуют о том буржуазные социо­ логи. Среди монтажников нашей выставки были десятки великолепных мастеров своего дела, умеющих работать увлеченно, не жалея сил. Народ Бразилии трудо­ любив. Но и сами бразильские рабочие, по крайней мере наиболее сознательные из них, говорят о том, как губительно сказывается на отношении человека к труду работа за гроши, которая не приносит ни обеспеченности, ни общественного при­ знания и уважения. Каждый день бразильский рабочий видит, что уважают, про­ славляют тех, кто не тратит времени на работу, а «делает деньги», каждый день он видит преуспевающих дельцов, спекулянтов, «зарабатывающих» деньги не трудовыми усилиями, а жульническими махинациями... Все это не может не влиять и влияет на сознание бразильского рабочего, на его отношение к труду. ...Пожилой рабочий пришел на выставку со всей семьей. Трое ребятишек хо­ дят, взявшись за руки, с матерью. Четвертый спит на руках у отца: час поздний. Вот еще один коммунист растет ,— кивает отец на сынишку. Он просит книгу отзывов. «Горячий привет родине Ленина, родине революции!» После своей фамилии, там, где другие обычно обозначают профессию, пи­ шет: «бразильский коммунист». Вместе с семьей рабочего по выставке ходит тоже пожилой человек в очках. — Я помещик, но в душе пролетарий,— говорит он. Помещик оказывается португальцем. Ненависть к Салазару сблизила его с демократическими кругами, и вот они вместе на советской выставке — бразиль­ ский рабочий-коммунист и португальский помещик-антифашист... ...Юноша из интеллигентной семьи. Одет изысканно. На нем модный ко­ стюм, темный галстук. Это бросается в глаза: в Рио-де-Жанейро, несмотря на то, что время идет к зиме, стоит жара, даже вечером посетители приходят в легких рубашках с короткими рукавами. У нашего молодого собеседника живые, детски наивные глаза. Но говорит он обстоятельно, рассудительно, степенно. На выстав­ ке он третий раз. Первые два вечера просто, ходил, смотрел. Сейчас возникла по­ требность поговорить. Он пришел к нам, в раздел культуры, потому что очень ин­ тересуется искусством. Но речь заводит не об искусстве... — Я с детства был поклонником Эйзенхауэра. Теперь я понял, что ошибался. Я и до выставки много думал о судьбе рабочего класса Бразилии, о тяжелом поло­ жении крестьян. Читал литературу, посещал лекции... Ваша выставка помогла мне до конца понять, что только социализм может разрешить проблемы, над которыми бьются у нас в Бразилии и ничего не могут поделать... ...Снова молодой собеседник. На этот раз — студент-экономист. Он приехал на выставку издалека. Особенно интересуется- сельским хозяйством и искусст­ вом. Рассказывает о жизни в своем родном штате Рио-Гранде-до-Сул, о реформах, планируемых губернатором Бризолой. За последнее время .Лионей Бризола произнес несколько взволновавших стра­ ну речей против американского засилия в Бразилии. Эти речи вызвали ярость проамериканской прессы. Журналисты оказались в затруднительном положении. Бризолу трудно объявить «красным», чтобы начать против него кампанию по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2