Сибирские огни, 1962, № 12
...Лабадзе распорядился: до его прихода никому из Байкита не уходить. Ждать его меньше суток, и никто не сетует. Пусть хоть в конце рейса устроит капитан-наставник смотр своему флоту! ...К прибытию флагмана с «Иршей» на буксире совсем тесно стало на Бай- китском рейде. Снизу еще две самоходки прибежали. От устья — «Кутузов» и «¡Сахалин» с нефтянками приползли. И катера-малыши не отстали. За сутки пятьсот пятый трижды отодвигался от берега: на два метра упал уровень воды, обнажив каменную террасу, сложенную в несколько ярусов из се рых слоистых плит. В ожидании очереди у транспортеров между делом сгрузили с «Таллина» са мую громоздкую вещь — цистерну. Задраили ¡поплотнее огромный бак и спихнули его в реку, а там забуксировали и отвезли куда надо. Быстро и без хлопот. «Ирша», отдав буксир, немедленно двинулась вперевалочку к ¡нефтебазе и на глазах стала вылезать из воды, освобождаясь от закачанного в танки горюче го. Уже когда она была наполовину пуста, Лабадзе признался, чего он опасался больше всего. Предельно допустимая осадка «Ирши» — два метра. А в Краснояр ске перестарались и довели осадку таекера до двух двадцати. Всю дорогу от Су- ломая, где «Родина» повстречалась со злополучной нефтянкой, и вплоть до Бай кита Лабадзе терпеливо ждал, когда же «Ирша» перевернется!.. Капитан-наставник собрал судоводителей на прощальный ¡разговор. Тоже очень короткий, деловой. Задания все уже получили: кто в Ногинск за графитом, кто в Енисейск, кто в Красноярск... «Родине» выпало спешить на помощь карава ну, замешкавшемуся в устье Нижней Тунгуски, забитом льдом. Лабадзе объявил, что переносит свою «штаб-квартиру» на «Сахалин», и капитаны не смогли сдер жать улыбки, зная, что наставник питает слабость к этому буксировщику —сколь ко лет сам командовал им! Пятьсот пятому велено было повернуть от Тунгуски на север, собирать^ начи ная с Сумарокова, по рыбоприемным пунктам свежемороженую добычу, с нею идти в Красноярск и готовиться к новому рейсу на север. Как-то очень уж буднично подводились накоротке итоги рейса. По ¡правде сказать, они не были окончательными. Лабадзе предстояло еще доставить всю «¡мелкоту» в Ванавару, но за них душа .у наставника не болела. Река за Байкитом относительно спокойная, осадка у нефтянок, а тем более у катеров небольшая. А «Сахалин» по Тунгуске не однажды хаживал. На нем Александр Ипполитович и посуху выскочит! Разошлись капитаны по судам. С промежутком в десять-пятнадцать минут, будто застоявшиеся, понеслись, полетели, подхваченные быстрым течением, став шие почти невесомыми суда к Енисею. Пятьсот пятый получает имя На обратном иутм ненадолго зашли в Подтесово, повидались с женами, деть ми, подругами... I Вышел первый номер стенной газеты «Шквал». Состоялось общее собрание экипажа. На имя начальника пароходства была передана радиограмма: Э К И П А Ж Р £ФРИЖ ЕР А ТОРА -505 ХОД А Т АЙС ТВУЕ Т П РИС ВО ЕНИИ СУДНУ И М Е Н И С Т А Р Е ЙШ Е Г О ЕНИСЕЙСКОЮ Н АПИ Т А Н А ЗП Т ПИОНЕРА ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНЫХ П РИ Т О К О В К О Н С Т А Н Т И Н А АЛЕКСАНДРОВИЧА М Е Ц А Й К А ТЧК Под радиограммой поставили свои подписи по уполномочию команда капитан Семенов, лредеудкома Кротов, комсорг Свистунов. * * * Чем меньше оставалось километров до Красноярска, тем оживленнее стано вилась река. Легко катились по воде за мощными буксировщиками тысячетонные лихтеры и стальные платформы лесовозов, едва выглядывавшие из-под мелкой ряби волн нефтянки, залитые горючим «под завязку», и баржи, плотно уставлен ные контейнерами. Спешили за графитом в Ногинск емкие и шустрые для своих внушительных габаритов самоходки. Желтели у берегов, ожидая скорого пути, бесконечные ленты плотов... Чем меньше становилось километров до Красноярска, тем теснее станови лось на Енисее, скрывшем под широким разливом вое пороги и шиверы. Сомнений не было: навигация началась! М а й — июн ь 1962 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2