Сибирские огни, 1962, № 12

Что лоцман! Знай себе неси тяжкий крест ответственности <идля очищения совести говори под руку штурвальному: «Полегче, сынок, полегче! Держи к середке по­ ближе!» Неужто каш тан современного судна, снабженного и эхолотом, и радиолока­ тором, обеспеченного выверенной до тонкостей лоцманской картой, не в состоянии сам провести корабль? Да ему же должно быть оскорбительно, когда рядом с ним ставят деда-коясультанта! Это — неуважение к эрудиции судоводителя, недоверие ему. Надо отпустить стариков-лоцманов на вполне заслуженный ими отдых. Он» свое дело сделали. И немалое. Это их стараниями выверен каждый судовой ход,, обозначены на картах все до единого препятствия. Это они большею частью обо­ рудовали и большие реки и малые притоки обстановочными знаками. Теперешние водные магистрали благоустроены в смысле безопасности движения получше иных проспектов в крупных городах. Речникам вправе позавидовать работники ОРУДа! Но живучи так называемые традиции, и инжанер-капитан опасается выйти в рейс без лоцмана-пенсионера!.. Верную мысль высказал один из старейших енисейских речников, капитан- наставник Игорь Павлович Худоногов. Он этой весной проводил караван по Большому Питу. Самый крупный караван — около сотни судов. Пит не менее ка­ призен, чем обе Тунгуски, не меиее извилист, не меиее опасен. И там нынче были лоцманы. Только были они в последний раз. — Зачем они нам? — говорил Игорь Павлович. — Я вот советовался с к а ­ питанами да штурманами. Большинство и этот рейс совершили самостоятельно. Мы так решили: как уйдет вода с Большого Пита, соберем всех штурманов, да на катерах пройдем по притоку от устья до Брянки, конечного пункта проводки. Пусть каждый поглядит, что из себя представляет река в мелководье, хорошенько запомнит, нанесет все опасные места на карту. А уж дальше пусть полагается на свои знания и приборы. В приборах на каждой посудине недостатка нет!.. Два поколения... Это не два возраста — разные знания, разные возможно сти, разные требования. У молодежи — крылья. И не надо их подрезать. Пусть смелее пускаются в отважный полет, направление которого — будущее. Через четыре дня В Байките, куда мы пришли поздней ночью, — веселая (иначе не назовешь !} суматоха. Склады в районном центре просторны. Запасов сюда доставлено — не сосчитать. Ведь на целый год! И круглые сутки напролет бегут на берег ленты транспортеров. Пустили в ход и тот транспортер, что привез пятьсот пятый. Под разгрузкой — «Севастополь». Горбится на мостике под лучом прожек­ тора Сергей Васильевич Салтыков в кожаном реглане. Вернулись из Ванавары самоходки — семьсот первая, семьсот третья, «Сла­ вянка». Выбрал место поближе к причалу «Таллин». А вот и пятьсот пятый, бе­ лой птицей летит из Куюмбы, легко разворачивается, бросает якорь... Хочется поскорее узнать, как закончил рейс рефрижератор, как прошли на корабле последние четыре дня. И новостей оказывается великое множество. Олег пополнил запас пластинок. Павел с Валентином притащили на борт несколько овязок книг — для судовой библиотеки и для себя. Санька Округин обнаружил хозяйственные задатки — одел с ног до головы братишку^шестиклассника, купил ему костюм, ботинки. И себя не забыл! Приобрел рыжие брюки. Все эти известия оыли переданы в первую же минуту по возвращении на «свой» корабль. У Юрия Сергеевича сообщения более значительные. До Куюмбы дошли спо­ койно. Там отлично организовали встречу пятьсот пятого и помогли сэкономить порядочно времени. На обратном пути в Байкит капитан успел подвести кое-какие итоги. Забавно получается: майский план выполнили на четыреста процентов. З а ­ слуги экипажа в этом, конечно, никакой нет. Просто осторожные диспетчеры, опа­ саясь за успех рейса рефрижератора на приток, занизили задание. Так что этим обольщаться не приходится —- навигационный план корабля больше шести с по­ ловиной миллионов тонна-километров! Еще немало придется попыхтеть... Себестои­ мость перевозок в рейсе снизили процентов на пятнадцать-восемнадцать. Тут кое в чем и сами «виноваты»... Не это главное! Юрий Сергеевич доволен и не скрыва­ ет удовлетворения: рефрижератор— е д и н с т в е н н о е самоходное судно карава­ на, проделавшее весь .путь по порожистой Тунгуске без посторонней помощи! Полто­ ра десятка тысячесильных побежимовок и немногим менее мощных «чехов» то в одном, то в другом месте вынуждены были принимать буксир. А пятьсот пятый всюду сам выкарабкался. Сам! Значит, эксперимент удался. Значит, не зря риско­ вали. Значит, пойдут теперь рефрижераторы по северным притокам! И еще: рейс завершен на пять дней раньше срока. Тоже здорово.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2