Сибирские огни, 1962, № 12

.латуры. Шоколад, верстаки для школьных ¡мастерских, фарфоровая посуда и мет­ лахская плитка тоже не исчерпывают списка. Это уже обычно. Это все в трюмах. Такой же ассортимент грузов бывал и в прежние годы. А вот палуба самоходки— часть будущего. Здесь накрепко приторочена тросами тридцатитонная цистерна, радом с нею — стосильный бульдозер. Чуть дальше — грузовая автомашина ГАЗ-51, бензовоз, еще один трактор ДТ-55А с двухосным бортовым прицепом. Сквозь решетчатую упаковку видны прославленные «ИЖи». Нашлось на палубе место и для бетономешалки, и для дефицитных не только на Севере стальных труб... Будущее — в новых адресах, по которым идут эти грузы, в новых для Эвен­ кии названиях грузополучателей, названиях, может быть, пока что скромно звуча­ щих. Что, скажем, величественного в обыкновенном прорабском участке или стро­ ительно-монтажном участке? Элементарная строительная ячейка! Но с этих участ­ ков, с первых бульдозеров, тракторов, автомашин начинается наступление на тай гу. И там, где сегодня готовят первую строительную площадку, завтра будет ши­ рокая улица. Будут здесь и строительные тресты, и строительные управления. Будет промышленность, не только промысел. ...Вот уже четвертое судно каравана, на котором удалось побывать за. долгий рейс, и на каждом — сплошь молодежь, новое поколение речников. Но не возраст их примечателен. Другое любопытно: полностью исчезла на судах самая массовая, самая традиционная профессия, без которой, собственно, и не мыслилось речное дело. И штатные расписания, и фактический состав команд великолепно обходятся без... матросов. Если разобраться, матросы теперь вовсе и ни к чему. Что такое матрос? Чем ему заниматься на современном корабле? Что ни должность — знания нужны. И немалые. К тому же одной должностью тоже не обойтись. Будь любезен и судо­ вождение знать, и в технике разбираться — совмещение. Один — по двигателям дока, другой в электротехнике мастак, третий радиодело как свои пять пальцев знает, и все с дипломами, все еще чему-то учатся. А иначе нельзя! Скоро, совсем скоро придет на речной транспорт полная автоматизация управления судами, и тогда, возможно, придется упразднить еще не одну такую же традиционную про­ фессию, как профессия матроса. Впрочем, как и во всем, новое со старым и борется, и сосуществует. Пока суд­ но в пути — на борту высокообразованные специалисты. Едва пристали к бере­ гу — команда дисквалифицируется на глазах. Опрятные костюмы приходится убирать подальше вместе со специальными знаниями и дипломами. Почему? Да потому, что все это нужно грузчику, как рыбке зонтик! А грузчиком становится каждый, независимо от образования и занимаемой должности. И даже самая со­ вершенная механизация — подъемные краны, ленточные транспортеры и тому по­ добное — не освобождает от непосильной для многих тяжелой .ноши. К тому же кранами снабжены далеко не все суда, и на редком причале, особенно на малень­ ких пристанях, увидишь транспортер. Как-то не вяжется диплом с «Дубинушкой». Анахронизм!.. Комсомольцы-речники на своих плечах вынесли к эвенкийским причалам не одну тысячу тонн. Ни один из них не отлынивал от работы. Ни один не усомнил ся достойно ли делить знания с пережитком. А «Дубинушка» в наш просве­ щенный век — самый что ни на есть пережиток. И если уж, так сказать, рядовой состав вышел на рубеж среднего специаль­ ного образования, то судоводителям даже этого оказывается мало. Что даст ка­ питану или штурману (а они непременно по совместительству и механики!) речной техникум? Инженерные знания нужны. Не меньше! Не станем хулить почтенных и уважаемых людей — лоцманов. На Подкамен ной Тунгуске хорошо потрудилась старая гвардия — Анатолий Иванович Пестер- ников, Григорий Петрович и Николай Иванович Брюхановы, Тихон Матвеевич За- борцев, Иван Иванович Краснопеев, Яков Иванович Зубакин. Все они в преклон­ ных летах. Большинство — пенсионеры. Сутками без сна, не уходя из рубки, на­ прягая до предела и силы, и нервы, старались они быстрее и надежней провести корабли. С заданием справились, доверие оправдали, на год получили отдых. Сле­ дующей весной снова кликнут их, и они опять поднимутся на мостики судов, при­ хватив с собой добрый запас табачку и терпения. Лоцманы — народ бывалый. Реку знают наизусть. С закрытыми глазами ' пройдут. Но так ли уж они необходимы? Пусть не обижаются старики, а против молодых капитанов им не устоять. Только и знают они, что фарватер. Другими премудростями в прежние годы недосуг было голову забивать. В межень на опас ных местах, может случиться, что и теперь лоцман нужен. А ¡в разлив? Когда ни створы, ни бакены ничего не говорят, когда в любом месте воды — хоть залейся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2