Сибирские огни, 1962, № 12
ной-самоходкой на прицепе тащится по-черепашьи! А ¡на обоих ¡судах исходят ж а ром машины, напряжены до крайности нервы людей. Это — работа!.. И сам прой ди, и другого вытяни, да еще и не зазевайся. Ведь было от чего бросить буисир посреди Порога капитану «Кутузова» Ганынину... Лабадзе спешит. За ночь горизонт упал на двадцать сантиметров. Т е перь — не удержишь! Скоро, скорей, чем надо, обсохнет река... Едва показалась Серебрякова изба — конец «Семиверстного», Александр Ипполитович уже замая чил с мостика Таукулю: давай, мол, жми, дружище, ¡сам, а нам недосуг — «Иршу» вызволять надо. Три дня, проведанных на флагмане, на многое по-иному раскрыли глаза. Уви делся грандиозный масштаб смелой операдии по проводке судов. Понятней стало, чем вызваны многие досадные недоделки. Нет, это не для амнистии пароходства, а тем более — диспетчеров! И в самом деле, спешка с выходом каравана из Крас ноярска диктовалась обстановкой. Три дня на флагмане по-иному показали реку, непохожую на самое себя каж дую минуту и каждый час. Чуть прибавилось в ней воды, —- и на новый лад за кружились, перемешались потоки. Уходит вода — опять приноровись к ней. Муд рено ли, что и капитан-наставник, исходивший Подкамеяную из конца в конец, от носится к ней настороженно, опасливо. Человек он рисковый, Лабадзе, но зря на рожон не лезет. Знает, где можно гнать сутки напролет, а где лучше переждать. Но уж если решил — не отступится. Неудача? Он, капитан-наставник, виноват, он в ответе. Откровенно говоря, ему и достается больше не за себя, — за других. И частенько. Но Лабадзе дюжит. Правда, не помнит, когда в последний раз был в отпуске — то ли три, то ли четыре года назад... Как-то все не выходит. То кара ван, то плоты, то просто интересный рейс... Так незаметно и мелькают навигация за навигацией. И зимой не до отдыха. Но уж нынче-то Александр Ипполитович непременно поедет в Грузию! Давно собирается показать наполовину родной край жене и дочкам. Обязательно поедет, если... навигация пройдет хорошо. «Родина» и самоходка сошлись бортами. Наставник напомнил Таукулю о Де душке с Бабушкой. Порог подхватил флагмана и, как пушинку, помчал вниз. Я остался на «Таллине». Д ва поколения , I ...Эвенкия. Северный, таежный край. На душу населения — больше семиде ■сяти квадратных километров. Все, что к югу, зовут материком. Населенные пунк ты — фактории, или, как их еще называют станки —■редки. Промышленности нет. Бсть промысел. Не диво встретить дикие, глухие места, непривычный для нашего стремительного времени быт. В дневниках адмирала С. О. Макарова, посетившего Енисейский Север летом 1897 года, отыскались такие строки: «Приблизительно на каждых двадцати верстах на карте показано селение, но оно редко состоит из двух дворов, чаще бывает дом. Жители занимаются рыбной ловлей летом и пушным промыслом зимой. Я спрашивал некоторых из них, почему они. селятся поодиночке и так далеко один от другого. Мне ответили, что если поселиться ближе, то стеснительно по отношению рыбной ловли. Удиви тельно Широкая натура у этих сибиряков, если на каждого человека требуется не менее двадцати верст такой огромной реки, как Енисей...». Те же места более чем через полстолетия. Внешне — почти то же: рыбная ловля летом, пушной промысел зимой, от поселка до поселка день пути... То, да не то! Что общего у сегодняшней Эвенкии с прежним тунгусским краем? Только т’аежные просторы. Жизнь — совсем иная. Приметы этой новой жизни не только в рубленых домах эвенков-оленеводов и кегов-охотников, не только в школах-ин тернатах, мачтах радиоантенн, посадочных площадках для самолетов и вертолетов. И в районном центре Эвенкии, и на самой маленькой фактории люди живут большими интересами всей страны. Здесь знают, как плодотворно трудились бес счетные экспедиции, исследовавшие весь край. Знают, что ¡в самое ближайшее время обнаружат себя могучие производительные силы прежней окраины Сибири. Все дальше на север продвигаются строители. Все ближе к таежным поселкам подходят линии электропередач. Скоро начнется сооружение гидростанций на Крайнем Севере^— Нижне-Тунгусская ГЭС даст Эвенкии достаточно энергии, что бы оживить край, сделать его частью Большого Материка. Караваны судов, что каждую весну с немалым риском и немалыми трудно стями идут на притоки Енисея, доставляют в Эвенкию не обычные грузы — завт рашний день. На «Таллине» — без малого восемьсот тонн «разных грузов». Шифоньеры, серванты, диваны-кровати, венские стулья — лишь незначительная часть номенк-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2