Сибирские огни, 1962, № 12

ной-самоходкой на прицепе тащится по-черепашьи! А ¡на обоих ¡судах исходят ж а ­ ром машины, напряжены до крайности нервы людей. Это — работа!.. И сам прой­ ди, и другого вытяни, да еще и не зазевайся. Ведь было от чего бросить буисир посреди Порога капитану «Кутузова» Ганынину... Лабадзе спешит. За ночь горизонт упал на двадцать сантиметров. Т е­ перь — не удержишь! Скоро, скорей, чем надо, обсохнет река... Едва показалась Серебрякова изба — конец «Семиверстного», Александр Ипполитович уже замая­ чил с мостика Таукулю: давай, мол, жми, дружище, ¡сам, а нам недосуг — «Иршу» вызволять надо. Три дня, проведанных на флагмане, на многое по-иному раскрыли глаза. Уви­ делся грандиозный масштаб смелой операдии по проводке судов. Понятней стало, чем вызваны многие досадные недоделки. Нет, это не для амнистии пароходства, а тем более — диспетчеров! И в самом деле, спешка с выходом каравана из Крас­ ноярска диктовалась обстановкой. Три дня на флагмане по-иному показали реку, непохожую на самое себя каж ­ дую минуту и каждый час. Чуть прибавилось в ней воды, —- и на новый лад за ­ кружились, перемешались потоки. Уходит вода — опять приноровись к ней. Муд­ рено ли, что и капитан-наставник, исходивший Подкамеяную из конца в конец, от­ носится к ней настороженно, опасливо. Человек он рисковый, Лабадзе, но зря на рожон не лезет. Знает, где можно гнать сутки напролет, а где лучше переждать. Но уж если решил — не отступится. Неудача? Он, капитан-наставник, виноват, он в ответе. Откровенно говоря, ему и достается больше не за себя, — за других. И частенько. Но Лабадзе дюжит. Правда, не помнит, когда в последний раз был в отпуске — то ли три, то ли четыре года назад... Как-то все не выходит. То кара­ ван, то плоты, то просто интересный рейс... Так незаметно и мелькают навигация за навигацией. И зимой не до отдыха. Но уж нынче-то Александр Ипполитович непременно поедет в Грузию! Давно собирается показать наполовину родной край жене и дочкам. Обязательно поедет, если... навигация пройдет хорошо. «Родина» и самоходка сошлись бортами. Наставник напомнил Таукулю о Де­ душке с Бабушкой. Порог подхватил флагмана и, как пушинку, помчал вниз. Я остался на «Таллине». Д ва поколения , I ...Эвенкия. Северный, таежный край. На душу населения — больше семиде ■сяти квадратных километров. Все, что к югу, зовут материком. Населенные пунк ты — фактории, или, как их еще называют станки —■редки. Промышленности нет. Бсть промысел. Не диво встретить дикие, глухие места, непривычный для нашего стремительного времени быт. В дневниках адмирала С. О. Макарова, посетившего Енисейский Север летом 1897 года, отыскались такие строки: «Приблизительно на каждых двадцати верстах на карте показано селение, но оно редко состоит из двух дворов, чаще бывает дом. Жители занимаются рыбной ловлей летом и пушным промыслом зимой. Я спрашивал некоторых из них, почему они. селятся поодиночке и так далеко один от другого. Мне ответили, что если поселиться ближе, то стеснительно по отношению рыбной ловли. Удиви­ тельно Широкая натура у этих сибиряков, если на каждого человека требуется не менее двадцати верст такой огромной реки, как Енисей...». Те же места более чем через полстолетия. Внешне — почти то же: рыбная ловля летом, пушной промысел зимой, от поселка до поселка день пути... То, да не то! Что общего у сегодняшней Эвенкии с прежним тунгусским краем? Только т’аежные просторы. Жизнь — совсем иная. Приметы этой новой жизни не только в рубленых домах эвенков-оленеводов и кегов-охотников, не только в школах-ин­ тернатах, мачтах радиоантенн, посадочных площадках для самолетов и вертолетов. И в районном центре Эвенкии, и на самой маленькой фактории люди живут большими интересами всей страны. Здесь знают, как плодотворно трудились бес­ счетные экспедиции, исследовавшие весь край. Знают, что ¡в самое ближайшее время обнаружат себя могучие производительные силы прежней окраины Сибири. Все дальше на север продвигаются строители. Все ближе к таежным поселкам подходят линии электропередач. Скоро начнется сооружение гидростанций на Крайнем Севере^— Нижне-Тунгусская ГЭС даст Эвенкии достаточно энергии, что бы оживить край, сделать его частью Большого Материка. Караваны судов, что каждую весну с немалым риском и немалыми трудно­ стями идут на притоки Енисея, доставляют в Эвенкию не обычные грузы — завт­ рашний день. На «Таллине» — без малого восемьсот тонн «разных грузов». Шифоньеры, серванты, диваны-кровати, венские стулья — лишь незначительная часть номенк-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2