Сибирские огни, 1962, № 12

придумали этот термин — «разные грузы». Мука и крупы, консервы и сахар, го­ товое платье и папиросы, сухофрукты и патроны, спички и чай, масло и соль, пе­ ченье... Надо рассортировать — что куда. Валентин перебирает сопроводительные документы. Пристань отправле­ ния — пристань назначения. Грузополучатель. Единица измерения. Количество. Вес. Голубые листки... О многом могут рассказать накладные. Эти приборы ждут на метеостанциях в Полигусе, Кузыйовке и Усть-Камо. Сельскохозяйственный инвентарь, электро­ двигатель, металлическая сетка для зверофермы предназначены колхозу «Путь к коммунизму» в Куюмбе. Ленточный транспортер будет доставлен Байкитекому рыбкоопу... Все нужно на севере — и гвозди, и рубероид, и корундовые круги, и эмали­ рованная посуда, и центробежный насос, и кровати с сетками. И все — привези! А спрос год от года растет. Одних «потребительских» товаров теперь уже мало. Решили в полигусеком колхозе пустить осенью свою электростанцию — и вот она, упакованная в ящики, стоит на палубе пятьсот пятого. Понадобился синоптикам мотобот — и его погрузили в Красноярске: пожалуйста! По накладным можно выяснить и маршрут, и продолжительность стоянок — известно ведь, на какой фактории сколько тонн выгружать. По накладным, наконец, можно установить, насколько четко работает диспет­ черский аппарат пароходства. Зачем, скажем, одни и те же грузы для одного и то­ го же получателя размещать на двух или трех судах? Зачем останавливать на ма­ ленькой фактории, где нет ни оборудованных причалов, ни механизмов для раз­ грузки, ни достаточного числа людей, сразу несколько кораблей, выстраивая их в очередь? Разве не проще та« распределить грузы, чтобы у каждого судна был ми­ нимум остановок в пути. « ...Первая остановка — Галанино. Нет, начало навигации определенно надо равнять не по торжественному выходу дизель-электрохода на север! Знали же в Галанине, что сего числа придет к ним «Рефрижератор-505» получить сорок тонн овса. И овес этот давным-давно лежит в мешках на складе. Сколько времени может понадобиться, чтобы по транспортеру,, проложенно­ му от пристанских амбаров по эстакаде к причалу, доставить на борт сорок тонн? Два часа? Три часа? Пять часов? Галанинцы лихо расправились с погрузкой все­ го за каких-то полсуток с небольшим. Им понадобилось ровно столько времени, чтобы нас успел обойти «Байкал», вышедший из Красноярска как раз на пол­ суток с небольшим позже. Это скоро станет историей С мостика не хочется уходить круглые сутки. Да так оно в конечном счете и получается. ...Едва поравнялись со Стрелкой — местом впадения в Енисей Ангары, — по реке густо пошел лес. Рулевые удваивают внимание, сторонясь толстенных бре­ вен. Удивительное дело, какое количество древесины несет вода! Сотни, если не тысячи кубометров. Это не сплав. Просто сами по себе плывут деревья. Сущее бедствие! Как они затрудняют судоходство! Надо что-то предпринимать, чтобы по крайней мере сократить самосплав леса, обезопасить движение по реке. Примечательные эти места. Что ни населенный пункт — наглядное пособие к Программе партии. Абалаково, Маклаково, Усть-Пит... Пройдет несколько лет, и не узнать будет берега Енисея. Тут вырастет мощная гидростанция, там — комплекс гигантских промышленных предприятий, отсюда на новые металлурги­ ческие комбинаты пойдет руда, здесь возникнет новый порт... Хочется удержать в памяти то, что скоро, очень скоро станет историей. Видно, не у одного меня такое желание. Стоит только показаться одному из «программных» поселков, и мостик штурмуют фотолюбители. Аппараты чуть не у каждого, и каждый старается запечатлеть на пленке и Абалаково, и Маклаково, и Усть-Пит. Что ни рейс — обязательно на берегах происходят существенные пере­ мены. В одном месте до самого Енисея дошла линия железной дороги, в другом задымили высокие трубы, в третьем растут кварталы многоэтажных жилых домов рядом с почерневшими от времени деревянными избами. Вот так, незаметно, и со­ ставится у ребят фотолетопись семилетки... На пятьсот пятом знают о новостройках не понаслышке. Кто, как не речни­ ки, первыми доставляют грузы на будущие строительные площадки. Кто, как не они, в курсе всех событий Енисейского Севера. Без них не обойтись ни в большом, ни в малом. У них самые точные, самые подробные сведения о сроках, о людях, о новых городах, которых еще нет на карте. 7- «Сибирские огни» № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2