Сибирские огни, 1962, № 12
придумали этот термин — «разные грузы». Мука и крупы, консервы и сахар, го товое платье и папиросы, сухофрукты и патроны, спички и чай, масло и соль, пе ченье... Надо рассортировать — что куда. Валентин перебирает сопроводительные документы. Пристань отправле ния — пристань назначения. Грузополучатель. Единица измерения. Количество. Вес. Голубые листки... О многом могут рассказать накладные. Эти приборы ждут на метеостанциях в Полигусе, Кузыйовке и Усть-Камо. Сельскохозяйственный инвентарь, электро двигатель, металлическая сетка для зверофермы предназначены колхозу «Путь к коммунизму» в Куюмбе. Ленточный транспортер будет доставлен Байкитекому рыбкоопу... Все нужно на севере — и гвозди, и рубероид, и корундовые круги, и эмали рованная посуда, и центробежный насос, и кровати с сетками. И все — привези! А спрос год от года растет. Одних «потребительских» товаров теперь уже мало. Решили в полигусеком колхозе пустить осенью свою электростанцию — и вот она, упакованная в ящики, стоит на палубе пятьсот пятого. Понадобился синоптикам мотобот — и его погрузили в Красноярске: пожалуйста! По накладным можно выяснить и маршрут, и продолжительность стоянок — известно ведь, на какой фактории сколько тонн выгружать. По накладным, наконец, можно установить, насколько четко работает диспет черский аппарат пароходства. Зачем, скажем, одни и те же грузы для одного и то го же получателя размещать на двух или трех судах? Зачем останавливать на ма ленькой фактории, где нет ни оборудованных причалов, ни механизмов для раз грузки, ни достаточного числа людей, сразу несколько кораблей, выстраивая их в очередь? Разве не проще та« распределить грузы, чтобы у каждого судна был ми нимум остановок в пути. « ...Первая остановка — Галанино. Нет, начало навигации определенно надо равнять не по торжественному выходу дизель-электрохода на север! Знали же в Галанине, что сего числа придет к ним «Рефрижератор-505» получить сорок тонн овса. И овес этот давным-давно лежит в мешках на складе. Сколько времени может понадобиться, чтобы по транспортеру,, проложенно му от пристанских амбаров по эстакаде к причалу, доставить на борт сорок тонн? Два часа? Три часа? Пять часов? Галанинцы лихо расправились с погрузкой все го за каких-то полсуток с небольшим. Им понадобилось ровно столько времени, чтобы нас успел обойти «Байкал», вышедший из Красноярска как раз на пол суток с небольшим позже. Это скоро станет историей С мостика не хочется уходить круглые сутки. Да так оно в конечном счете и получается. ...Едва поравнялись со Стрелкой — местом впадения в Енисей Ангары, — по реке густо пошел лес. Рулевые удваивают внимание, сторонясь толстенных бре вен. Удивительное дело, какое количество древесины несет вода! Сотни, если не тысячи кубометров. Это не сплав. Просто сами по себе плывут деревья. Сущее бедствие! Как они затрудняют судоходство! Надо что-то предпринимать, чтобы по крайней мере сократить самосплав леса, обезопасить движение по реке. Примечательные эти места. Что ни населенный пункт — наглядное пособие к Программе партии. Абалаково, Маклаково, Усть-Пит... Пройдет несколько лет, и не узнать будет берега Енисея. Тут вырастет мощная гидростанция, там — комплекс гигантских промышленных предприятий, отсюда на новые металлурги ческие комбинаты пойдет руда, здесь возникнет новый порт... Хочется удержать в памяти то, что скоро, очень скоро станет историей. Видно, не у одного меня такое желание. Стоит только показаться одному из «программных» поселков, и мостик штурмуют фотолюбители. Аппараты чуть не у каждого, и каждый старается запечатлеть на пленке и Абалаково, и Маклаково, и Усть-Пит. Что ни рейс — обязательно на берегах происходят существенные пере мены. В одном месте до самого Енисея дошла линия железной дороги, в другом задымили высокие трубы, в третьем растут кварталы многоэтажных жилых домов рядом с почерневшими от времени деревянными избами. Вот так, незаметно, и со ставится у ребят фотолетопись семилетки... На пятьсот пятом знают о новостройках не понаслышке. Кто, как не речни ки, первыми доставляют грузы на будущие строительные площадки. Кто, как не они, в курсе всех событий Енисейского Севера. Без них не обойтись ни в большом, ни в малом. У них самые точные, самые подробные сведения о сроках, о людях, о новых городах, которых еще нет на карте. 7- «Сибирские огни» № 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2