Сибирские огни, 1962, № 11

Э. Ши н „ЛИТЕРАТУРНЫЕ П О Р Т Р Е Т Ы " И ркутский литературовед и кри­ тик В. Трушкин написал книгу «Литературные портреты», «плод давне­ го увлечения автора литературой совет­ ской Сибири, преимущественно Восточ­ ной»1. В книге, наряду с творчеством ветера­ нов советской литературы В. Зазубрина, П. Петрова, рассматривается литератур­ ная деятельность современных писате­ лей К. Седых, Г. Кунгурова, И. Лугов- ского, Ф. Таурина и только что успев­ ших «сказать свое первое слово в лите­ ратуре» В. Козловского, Л. Кукуева, Н. Чаусова. В статью «Горький и сибир­ ские литераторы», заключающую книгу В. Трушкина, вошли материалы, оста­ вавшиеся долгое время неизвестными широкому кругу читателей. Многие вошедшие в книгу очерки на­ сыщены интересным материалом, свежи­ ми наблюдениями, отличаются внима­ тельностью к художественным средствам произведений, высокой требователь­ ностью. Чаще всего автор ведет обсто­ ятельный разговор о произведениях, приводит длинный ряд аргументов, за­ ставляет поразмыслить над ними и чита­ теля. Оценивая роман молодого иркут­ ского писателя В. Козловского «Вер­ ность», как интересное и своеобразное, остросюжетное произведение, исследо­ ватель так говорит о его недостатках: «Отсутствие подлинной художественной изобразительности в ряде случаев под­ меняется штампами. В самом деле, на худой конец, ведь можно было бы при­ мириться с длинными ресницами Айни, не будь у других героинь тех же примет. Длинные ресницы опускает не только одна Айна. Вот и Наташа «опустила длинные ресницы*. В другой раз Цыга­ нок вспоминает о «девушке с густыми золотыми ресницами». У того же Цыган­ ка «сросшиеся брови запорхали, словно черные крылья», и, как ни странно, веки совершенно не похожего на него Була­ това, тоже «вдруг... птицами порхнули к мохнатым бровям» Книга В. Трушкина далека от провин­ циальной замкнутости, в ней широко ис­ пользуются самые различные произведе­ ния советской литературы разных лет. И хотя автор не поднимает специального 1 В. Т р у ш к и н . Литературные портреты. Писатели-сибиряки. Иркутское книжное и зда ­ тельство, 1961. разговора по этим проблемам, нигде не вступает в открытую полемику, мы ощу щаем в каждом очерке дыхание литера турной современности. Разве не задумаешься над недостат­ ками многих произведений наших моло­ дых писателей в связи с замечаниями В. Трушкина по поводу романа Л. Куку­ ева «Живые и мертвые» о чрезмерной привязанности к фактам собственной жизни? Ведь она порою мешает (и не только Л. Кукуеву) «свободному полету творческого воображения, сковывает возможности художника». Эмпирическое следование фактам жизни ведет к из­ лишней приземленности, «к замедлен ности повествования, к утрате в ряде случаев сюжетной занимательности». Касается В. Трушкин и вопроса об ин теллектуальности литературы и ее геро­ ев, показывая на примере некоторых персонажей романа Н. Чаусова «Дале­ кие рейсы», к чему ведет интеллекту­ альное и эмоциональное обеднение героя. Однако устранение от прямой полеми­ ки создает впечатление, что критик не­ внимателен к тому, что было сказано до него. Так, по жанру книга Зазубрина «Два мира» определяется В. Трушки- ным.как «своеобразная хроника». Из­ вестно, что еще в 1957 году Л. Валан дин рассматривал это же произведение и, по-моему, не безосновательно, как ро- ман-эпопею, иную точку зрения выска­ зывал он и в связи с этим на сюжет про­ изведения Зазубрина. Но все это в очерке В. Трушкина 1961 года никак не отражено. Часто В. Трушкин рассматривает творчество писателей-сибиряков на ши­ роком историко-литературном фоне. Плодотворно, например, обращение к творчеству М. Шолохова при анализе «Даурии» К. Седых: оправданы парал­ лели, проводимые автором между мане­ рой В. Шишкова и Г. Кунгурова: зако­ номерные сравнения некоторых сцен ро­ мана Зазубрина и «Разгрома» А. Фаде­ ева. Непонятно, почему нет таких сравне­ ний и параллелей на материале произве­ дений писателей-сибиряков. Ведь здесь, кроме прочего, сближает общность, род ственность материала, положенного в ос­ нову произведений. И подобные паралле­ ли напрашиваются во многих случаях в очерках В. Трушкина. Так, говоря о ли­ ризме романа К. Седых «Отчий край», нельзя не вспомнить о произведениях И. Гольдберга на эту же тему. Много ин­ тересного дало бы сопоставление прие­ мов изображения лагеря контрреволюции у Седых и у того же Гольдберга, ил» своеобразное привлечение исторических документов в «Даурии», «Отчем крае» и в романе «Два мира». При обстоятель­ ном анализе, который дается произведе­ ниям П. Петрова, основанным на дейст­ вительных фактах партизанского движе­ ния в Сибири, очень уместны и плодо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2