Сибирские огни, 1962, № 11
Э. Ши н „ЛИТЕРАТУРНЫЕ П О Р Т Р Е Т Ы " И ркутский литературовед и кри тик В. Трушкин написал книгу «Литературные портреты», «плод давне го увлечения автора литературой совет ской Сибири, преимущественно Восточ ной»1. В книге, наряду с творчеством ветера нов советской литературы В. Зазубрина, П. Петрова, рассматривается литератур ная деятельность современных писате лей К. Седых, Г. Кунгурова, И. Лугов- ского, Ф. Таурина и только что успев ших «сказать свое первое слово в лите ратуре» В. Козловского, Л. Кукуева, Н. Чаусова. В статью «Горький и сибир ские литераторы», заключающую книгу В. Трушкина, вошли материалы, оста вавшиеся долгое время неизвестными широкому кругу читателей. Многие вошедшие в книгу очерки на сыщены интересным материалом, свежи ми наблюдениями, отличаются внима тельностью к художественным средствам произведений, высокой требователь ностью. Чаще всего автор ведет обсто ятельный разговор о произведениях, приводит длинный ряд аргументов, за ставляет поразмыслить над ними и чита теля. Оценивая роман молодого иркут ского писателя В. Козловского «Вер ность», как интересное и своеобразное, остросюжетное произведение, исследо ватель так говорит о его недостатках: «Отсутствие подлинной художественной изобразительности в ряде случаев под меняется штампами. В самом деле, на худой конец, ведь можно было бы при мириться с длинными ресницами Айни, не будь у других героинь тех же примет. Длинные ресницы опускает не только одна Айна. Вот и Наташа «опустила длинные ресницы*. В другой раз Цыга нок вспоминает о «девушке с густыми золотыми ресницами». У того же Цыган ка «сросшиеся брови запорхали, словно черные крылья», и, как ни странно, веки совершенно не похожего на него Була това, тоже «вдруг... птицами порхнули к мохнатым бровям» Книга В. Трушкина далека от провин циальной замкнутости, в ней широко ис пользуются самые различные произведе ния советской литературы разных лет. И хотя автор не поднимает специального 1 В. Т р у ш к и н . Литературные портреты. Писатели-сибиряки. Иркутское книжное и зда тельство, 1961. разговора по этим проблемам, нигде не вступает в открытую полемику, мы ощу щаем в каждом очерке дыхание литера турной современности. Разве не задумаешься над недостат ками многих произведений наших моло дых писателей в связи с замечаниями В. Трушкина по поводу романа Л. Куку ева «Живые и мертвые» о чрезмерной привязанности к фактам собственной жизни? Ведь она порою мешает (и не только Л. Кукуеву) «свободному полету творческого воображения, сковывает возможности художника». Эмпирическое следование фактам жизни ведет к из лишней приземленности, «к замедлен ности повествования, к утрате в ряде случаев сюжетной занимательности». Касается В. Трушкин и вопроса об ин теллектуальности литературы и ее геро ев, показывая на примере некоторых персонажей романа Н. Чаусова «Дале кие рейсы», к чему ведет интеллекту альное и эмоциональное обеднение героя. Однако устранение от прямой полеми ки создает впечатление, что критик не внимателен к тому, что было сказано до него. Так, по жанру книга Зазубрина «Два мира» определяется В. Трушки- ным.как «своеобразная хроника». Из вестно, что еще в 1957 году Л. Валан дин рассматривал это же произведение и, по-моему, не безосновательно, как ро- ман-эпопею, иную точку зрения выска зывал он и в связи с этим на сюжет про изведения Зазубрина. Но все это в очерке В. Трушкина 1961 года никак не отражено. Часто В. Трушкин рассматривает творчество писателей-сибиряков на ши роком историко-литературном фоне. Плодотворно, например, обращение к творчеству М. Шолохова при анализе «Даурии» К. Седых: оправданы парал лели, проводимые автором между мане рой В. Шишкова и Г. Кунгурова: зако номерные сравнения некоторых сцен ро мана Зазубрина и «Разгрома» А. Фаде ева. Непонятно, почему нет таких сравне ний и параллелей на материале произве дений писателей-сибиряков. Ведь здесь, кроме прочего, сближает общность, род ственность материала, положенного в ос нову произведений. И подобные паралле ли напрашиваются во многих случаях в очерках В. Трушкина. Так, говоря о ли ризме романа К. Седых «Отчий край», нельзя не вспомнить о произведениях И. Гольдберга на эту же тему. Много ин тересного дало бы сопоставление прие мов изображения лагеря контрреволюции у Седых и у того же Гольдберга, ил» своеобразное привлечение исторических документов в «Даурии», «Отчем крае» и в романе «Два мира». При обстоятель ном анализе, который дается произведе ниям П. Петрова, основанным на дейст вительных фактах партизанского движе ния в Сибири, очень уместны и плодо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2