Сибирские огни, 1962, № 11
проселками» В. Солоухина. Взволнован ные, поэтические очерки писателя, близ кие подчас к стихотворению в прозе, на шли признательного читателя по всей стране и придирчивых критиков в род ных В. Солоухину местах. Оказывается, писателя обвинили в случайности на блюдений и описанных встреч, в том, что он беседовал не со знатными доярка ми, а с рыбаками. Дошло до того, что один из критиков в альманахе «Влади мир», ссылаясь на каких-то читателей, заявлял: «даже граф Лев Толстой зани мался физическим трудом, а у Солоухи на в пути только разговоры, да и то с бабками, и все больше о съедобном». В. Канторович не только хорошо доно сит до нас своеобразие и взволнован ность «Владимирских проселков», он с удивлением и возмущением говорит о том, что «на родине Солоухина, так дивно воспетой им, нашлись этакие су хари, которые к свободным, поэтическим очеркам Солоухина подошли с теми же критериями, как к докладу по комму нальному хозяйству». Выступая против «рецидивов провин циализма», автор книги вспоминает поч ти аналогичный случай с очерками Ле онида Иванова. «Но поведение новоси бирских сельскохозяйственных работни ков еще можно понять «по-человечески» —Л. Иванов затронул острые и нере шенные проблемы, тем самым задел кое-кого из руководителей. А очерки Со лоухина, как ни погляди на них, гимн Родине!» В данном случае В, Канторо вич пишет об очерках. Но думает он, ко нечно. о всей литературе, к задачам ко торой нельзя подходить прямолинейно без учета ее специфики. Один за другим рассматривает В. Кан- сорович такие документальные очерки, как портрет Валентины Гагановой В. Полевого, очерк Е. Микулиной (опуб ликованный альманахом «Наш современ ник») «Человек как он есть», очерк жур налиста «Известий» С. Гарбузова о под виге доктора Насибяна. Как и во многих других своих разборах автор подходит к работе очеркистов с высокой требова тельностью. Именно поэтому он делает вывод, что Ан. Приставкину, рассказыва ющему в документальной повести «Три жизни» о бригадире строителей из Брат ска, «не удалось воспроизвести типич ную среду и типичного представителя нашей эпохи». Эти же высокие критерии заставляют В. Канторовича придирчиво разбирать «во многих отношениях ма стерски сделанный портрет-очерк Б. По левого». Наконец, удача очерка Е. Ми кулиной состоит в том, что автор как раз отказался от сантиментального решения, здесь нет героя без сучка и задоринки— есть живой человек с ошибками, с заб луждениями, некоторыми неприятными чертами характера. Рассматривая документальную по весть Ан. Приставкина, В. Канторович как курьез отмечал достойный сожале ния случай: герой повести «Три жизни» Б. Гайнулин прислал в редакцию «Ком сомольской правды» свое опровержение. Такие «опровергатели» ставят очерки стов в очень трудное положение. Они прежде всего убеждают в живучести узко понимаемого документализма. И вот уже у некоторых редакторов появ ляется шальная мысль требовать на рукописи визы героя, а то и его началь ства. В этих случаях к очерковому про изведению предъявляются требования, которые несовместимы с природой худо жественного творчества. Никогда худож ник не станет стенографистом — в ка ком бы жанре он ни выступал. Его твор ческое лицо, его видение мира (и героя) всегда будут сказываться. В. Канторо вич справедливо говорит о личности ав тора очерка, о той лирической струе в нашей литературе, которую справедливо связывают с именами О. Берггольц, Ю. Смуула, В. Солоухина и других пи сателей. Написаны «Заметки писателя» с боль шой внутренней свободой, в них орга ничны и упоминания таких книг, как роман Г. Мальцева «Войди в каждый дом» (в разделе «Деревенский очерк по следних лет»), и повесть В. Кожевнико ва «Знакомьтесь, Балуев». Очерковая литература не выключена из всего литературного потока. Так появ ляются на страницах книги шолоховские Аксинья и Наталья, которые «дышат тем же горным воздухом поэзии, что и Суламифь, Беатриче, Эмма Бовари и Анна Каренина». Проникнуть в тайну мастерства очер киста, понять почти безграничные воз можности жанра помогают В. Канто ровичу многие представители большой литературы и искусства, многие практи ки очерка. И каждый раз очередное имя дано не как свидетельство несомненной эрудиции автора «заметок», а всегда кстати. Таков весь раздел «Горький о Толстом» — без него была бы не полной глава о «Портретном очерке», таковы упоминания Бальзака и Мерсье, разу меется, в главе об очерке нравов и т. д. Множество других интересных мыс лей высказано автором, обо всех не ска жешь; книгу нужно прочитать. Несколько слов хочется сказать о са мом авторе. Всего пять-шесть лет назад после долгого вынужденного перерыва вернул ся В. Канторович к литературной рабо те. Снова начались его поездки по стра не — до самого Сахалина, снова появи лись его очерки, в частности, о малень ких городах, снова вышли его книги. Теперь появилась еще одна — она сви детельствует о душевной силе и стой кости человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2