Сибирские огни, 1962, № 11
¡зорить. Вот, наверное, почему многие литераторы, критику не читающие, се туют: об очерках не пишут. Автор убеж дает нас в обратном: за последние пять- семь лет об очерке много и плодотворно спорят писатели, критики, читатели. В. Канторович — один из участников этого спора. Широк круг вопросов, волнующих ав тора, — он, конечно, не ограничивается одним только жанром — он пишет о многих общелитературных проблемах — и это придает его работе глубину и зна чительность. Хотя бы некоторое пред ставление о содержании книги дают на звания отдельных глав: «Вопросы жан ра», «Художественная публицистика», «Путевой лирический очерк», «Очерк нравов», «Портретный очерк», «Проб лемный очерк», «Воспитание художест венного вкуса». Если же учесть еще, что каждая из глав имеет по десять разде лов или подглавок, а в книге говорится, например, и о критике очерка, и об очерке зарубежном, и о классических традициях, и о факте и вымысле в очер ке; есть «Раздумья у книжного моря», раздел «Опыт соседнего жанра» и даже четыре «Отступления», где автор легко и свободно затрагивает, так сказать, смежные вопросы, если все это учесть — читатель сможет понять, как нелегко говорить об этих «заметках». Одну из своих задач В. Канторович видел в пропаганде хороших очерков. И удача книги прежде всего в том. что ав тор ведет свой разговор на положитель ных примерах. Он попросту не берет в ра счет очерков-однодневок, серых и без ликих произведений, которые не принад лежат к художественной литературе. Писателю не было нужды рассматривать зарисовки «с оживлением», лишь пре тендующие называться очерком. «Все высокие слова, которые сказаны о ху дожественной литературе, адресуются также и к очерку» — это высказывание В. Овечкина могло бы стать эпиграфом книги. Как можно понять, в поле зре ния автора такие значительные очерко вые произведения, как «Деревенский дневник» Ефима Дороша, очерк Б. Ага пова «Поездка в Брюссель» и В. Некра сова «Первое знакомство», очерки М. Белкиной «Перекресток», книга А. Марьямова «Идем на Восток», «Дневные звезды» О. Берггольц и «Вла димирские проселки» В. Солоухина. Чи тая В. Канторовича, понимаешь, как из менилось лицо литературы нашей всего за несколько лет. Очерк —едва ли са мый чуткий из литературных жанров — не только откликнулся на перемены об щественной жизни, он и сам изменился, стал глубже, ярче, общественно-значи мей. По многим причинам книгу такого рода писатель не смог бы создать не сколько лет назад. Неправильно думать, что в заметках этих речь идет только о произведениях широко известных, именах давно отме ченных критикой. Конечно, здесь сказа но веское, доброе слово о В. Овечкине, которому не только наш очерк, но и вся литература обязана многим, конечно, здесь (в разделе «Публицистика в форме романа») не обойдена и книга Мих. Же- стева — «интересный, художественный и публицистический вклад в советскую литературу». Однако большой интерес вызывает и разбор очерков, еще не столь известных широкому читателю. Здесь в первую очередь произведения таких представителей деревенского очерка, как мордовский писатель Иван Антонов, вятский очеркист Лев Лубнин, здесь такие работы Леонида Иванова, как «Си бирские встречи» и особенно «Глубокая борозда», которые, по верному замеча нию В. Канторовича, «помогают форми ровать общественное мнение». Очень важное достоинство этой рабо ты в том, что автор не только видит ус ловность границы между различными жанрами, но и понимает, что всегда надо учитывать творческое задание и индиви дуальную манеру очеркиста. Широта авторского взгляда особенно заметна при разборе очерков Ивана Винниченко. Об этом очеркисте не случайно говорит ся в главе «Проблемный очерк» (как и об Л. Иванове и И. Антонове). Публи цистическое начало книги Винниченко привело очеркиста другого плана Г. Ра- дова, считающего хорошим очерком лишь тот, который близок к рассказу, к мысли о том. как бы исключить Винни ченко... из рядов очеркистов. Радову показалось, что Винниченко «чистый» публицист, что он не решает задач ху дожественных. В. Канторовичу тоже не во всем по душе работа Винниченко, но. в отличие от Г. Радова, автор «Заметой писателя» не принадлежит к тем лите раторам, которые отрицают любую мане ру письма кроме собственной. Очерк — жанр многообразный, он вобрал в себя столь непохожие произведения, как уже названные выше работы от В. Солоухи на до М. Белкиной и от Г. Радова до Л. Иванова. Трудно не согласиться с выводом: «Конечно, Г. Радов неправ, так как книги и И. Винниченко отвеча ют многим требованиям, предъявляемым к художественной писательской публи цистике... Очерки И. Винниченко по пи сательски личные, страстные, автор ве дет за собой читателя на передний край жизни и делает его участником, а не свидетелем тех споров о настоящем и бу дущем деревни, которые ведут сегодня рядовые и руководящие работники, свя занные с деревней». Очерк — один из жанров художест венной литературы, он публицистичен в своей основе, но это прежде всего лите ратура. Казалось бы, неоспоримое поло жение автору книги приходится отстаи вать. И ведь есть от кого. Весьма по учительна история с «Владимирскими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2