Сибирские огни, 1962, № 11
рый чем-то уже сейчас нравится этой де вчонке, но которая еще нескоро себе в этом, с тоской и гневом, признается). Или Константин, этот — разбитной, «оборотистый», щеголеватый, слишком просто смотрящий на жизнь парень. Вы писан он в романе с большой четкостью и определенностью. Мы не только ясно видим его, но и ясно понимаем, почему он стал таким, какие причины общест венного порядка в сочетании с его соб ственными нравственными задатками сформировали именно этот характер. И в то же время мы ясно понимаем в Кон стантине его острое недовольство собой, его ревнивую и преданную привязан ность к Сергею, его чистую и самоот верженную любовь к Асе. Интересно задуманы и во многом ин тересно осуществлены в романе образы соседей Вохминцевых — супругов- кудожников Мукомоловых. Правда, есть в них некая беллетристическая ус ловность, некая сентиментальная «чу- дачинка», призванная усугубить наше жалостливое отношение к ним. Но не это здесь главное. Главное то, что с этими несчастливыми людьми входит в роман новый круг волнующих нас пред ставлений Сын Мукомоловых — Вик тор (лучший, истинный друг Сергея) по гиб в ополчении. Никогда не примирят ся родители с потерей своего единствен ного ребенка, никогда не перестанут ду мать над тем, почему так получилось: «Ополчение... О, это московское ополче ние! Школьники, студенты, профессора. Там погибли — я уверен, да, да! — Лев Толстой, Репин, Эйнштейн... Ваше по коление было прекрасно и благородно воспитано... Вы ни в чем не сомневались, вы верили—и это отлично. Ваши пре красные школьные учителя вас прекрас но воспитали... Странно... Странно и стра шно получилось для отцов и матерей. Де ти умерли, погибли в бою, в плену, а ро дители живут... Это непонятная, чудо вищная несправедливость — старшее поколение не должно переживать моло дое, никогда, никогда!..» Страшным проклятьем войне звучат слова старого художника и вся «мукомо- ловская» тема в романе (к Мукомоло- вым «привязана» в романе еще одна те ма: разоблачение антикосмополитиче ской кампании в искусстве. Но сделано это здесь, к сожалению, походя, иллю стративно, «отписочно», и желаемого эффекта, как мне кажется, не дости гает). Хорошо узнаны и запечатлены в.рома не и «рыцари тишины», те, кому она ну жна для жизни, как воздух для дыха ния — подлейшие и изворотливейшие Уваров и Быков. Первый — благообраз ный, неглупый, вкрадчиво добродушный, рядящийся в личину рубахи-парня, на стороженный, жестокий, лукавый, куса ющий исподтишка, но вовремя и без промаху,.. И второй — грубый и нагло торжествующий, с его добротно-безвкус ным купеческим бытом и примитивно стью мышления (реплика художнику Мукомолову: «Все рисуете, все образы рисуете... Деньги-то платят?»), с его зо ологической злостью и неизменным победным возгласом: «Я тебя посажу!» (И сажал ведь...). А чего стоит один только старший лейтенант госбезо пасности Князев, участвующий в аре сте отца Сергея. Совсем ведь эпизоди ческое лицо, а вот он весь перед тобой— с цепкими руками, плоской спиной и «светлыми степными волосами», бело глазый, нагло-решительный, дичающий от сознания собственной власти и без наказанности... Для всех хватило красок у Бондарева. Только Сергей, и, в особенности, Нина вышли бледноватыми, расплывчатыми, лишенными определенности. Вообще роман написан очень неровно, скачками. Будто владело писателем ка кое-то сильное, судорожное, трагическое напряжение, находившее выход в сценах подлинно драматических и вдохновен ных, и будто изменяло оно ему и сме нялось явной писательской апатией, как скоро перо его касалось предметов, мо жет быть, и «обязательных», но ему, Бондареву, малоинтересных — тут и по являлись сцены вялые, стертые, даже банальные... И все же «Тишина» оставляет силь ное и глубокое впечатление, волнует и будоражит, заставляя вновь и вновь вспоминать и переживать события тако го в сущности еще недавнего прошлого, заставляя сравнивать «день нынешний и день минувший», глубоко задумывать ся над судьбами наших сверстников и современников. И размышления и воспо минания эти плодотворны. А это уже — очень и очень много. А. Р у б а ш к и и С Е Р Ь Е ЗНЫ Й РАЗГОВОР ' Г ] исатель Владимир Канторович, 1 * один из практиков современно го художественного очерка, отдавший работе в этом жанре многие годы, вы ступил с не совсем обычной для себя книгой1. Редко случается нам увидеть сразу всю современную очерковую лите ратуру. Вернее — почти не случается. А уже о критике очерка не стоит и го- 1 Владимир К а н т о р о в и ч . Заметки пи сателя о современном очерке. М., Советский писа тель , 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2