Сибирские огни, 1962, № 11

в годы, описанные в романе, соверша­ лось так много несправедливого и злого. Чем-то «Тишина» Бондарева походит на другое произведение, описывающее то же, примерно, время — на повесть В. Некрасова «В родном городе» (вспом­ ните: и там и здесь герой возвращается с войны в родной город, долго не мо­ жет найти своего места в новой «мир­ ной» жизни, начинает учиться, вою­ ет с подлецами и трусами). И вме­ сте с тем это — очень разные ве­ щи. Роман Бондарева — очень свое­ временное и современное произведе­ ние. Это, конечно, не в укор В. Не­ красову говорится — о его повести в 1955 году можно было сказать то же са­ мое. Просто, так сказать о первых пос­ левоенных годах, как это сейчас сделал Бондарев, стало возможно только сего­ дня, после последних партийных съез­ дов, разоблачающих пагубное влияние культа личности на все сферы нашей об­ щественной жизни. И в этом, как мне кажется, главная сила романа. И в том еще, наверное, что писатель показал своих героев не­ сломленными, не утерявшими свой «сим­ вол веры», пытающимися раздумывать над происходящим, пытающимися про­ тестовать и отстаивать свои представле­ ния о справедливости, пытающимися в чрезвычайно трудных обстоятельствах помогать друг другу, как это делает, на­ пример. Морозов, отсылая Сергея по­ дальше от Москвы и подальше от вполне реальной расправы. Напряженность, высокий накал граж­ данских страстей, горячая ненависть к тишине, к Уваровым, ко всем тем, кому только и нужна и выгодна эта «тиши­ на» — в этом сила романа. А его слабости? Они есть и притом— лежат на поверхности, так что не заме­ тить их почти невозможно. После войны нередко можно было на­ блюдать такую картину: идет по улице человек в штатском платье и вдруг лихо козыряет встречному военному. Не сра­ зу и нелегко перестраивался человек с военного на мирный лад. И так во всем. Для многих наших литераторов, «ранен­ ных войной», а к ним, бесспорно, при­ надлежит и Юрий Бондарев, — это пе­ рестройка с военных тем на «граждан­ ские» тоже оказалась нелегкой. Не потому ли такой удивительно убо­ гой и несостоятельной оказалась «любов­ ная линия» романа — все то, что отно­ сится к истории отношений Сергея и Нины? В самом деле, наши представле­ ния о Нине — женщине, которую полю­ бил Сергей, — так приблизительны и поверхностны, что мы просто не можем поверить и в эту женщину, и в эту лю­ бовь. За те четыре года, что прошли с начала повествования до его конца (из них. кстати, три года были попросту «пропущены» автором), любовь эта. «за­ явленная», но не изображенная, не пре­ терпела никаких изменений, как ничуть не изменились за эти четыре года Сер­ гей и Нина. Удивительно статичными оказались эти характеры. Да есть ли, собственно говоря, у них своеобразные, чем-то особенные, убедительные в худо­ жественном отношении характеры?! У Нины — наверняка нет. Попробуйте представить себе женщину, о которой мы знаем лишь то, что она геолог, молода, была замужем, обладает «вздернутым носиком» и «прозрачными зелеными глазами» и изъясняется таким, пример­ но, образом: «О господи!.. Как странно все, господи! Не дуйся, слышишь?.. Ну посмотри... Ну иди и посмотри на себя. Какбе у тебя холодное лицо! Ну подо­ жди. Я тебе объясню. Таня — моя под­ руга, еще с института. Это тебе ясно?.. Ну что тут особенного?.. Таня ушла и все. Ну? Ясно? Да?» и т. п. —- и все в том же роде. А ведь за что-то же ее лю­ бил Сергей. Неужели за этот «вопроси­ тельно-восклицательный» дамский ле­ пет, который, по мнению некоторых лю­ дей, призван выразить нечто «вечно женственное», нежное, трогательное, ча­ рующе непосредственное?.. Да полно — так ли это? Как это ни странно, но мало непов­ торимо-конкретных черт и в Сергее. Да, он хороший, умный, справедливый, глу­ боко чувствующий, горячий парень (очень похожий на молодых героев воен­ ных повестей Бондарева). Но что отли­ чает его от множества других, хороших, думающих, правдивых и горячих пар­ ней? На этот вопрос нелегко ответить. А между тем, всех своих остальных героев — и главных, и эпизодических, и хороших, и плохих — писатель наделил вполне определенным и очень вырази­ тельным обликом. Вот, к примеру, сестра Сергея, Ася. В первой части романа — девочка, за­ бавный и милый подросток, во второй — совсем юная девушка, чистая и гордая. Сумел же Бондарев раскрыть неповто­ римо обаятельный облик этого юного человека. Ася вся здесь перед нами— с ее непримиримой строгостью к людям, с ее неловкостью и угловатостью, с ее характерными жестами («одним пальцем нежно провела по головам мокрых, жал­ ко некрасивых котят», «с удивлением и восторгом пальцем провела по длинному ряду зазвеневших орденов и медалей»...) А как превосходно Ася говорит: «Папа, он сопьется — каждый день возвра­ щается на рассвете! Уверена, ходит к каким-то гадким женщинам Его пиджак пахнет отвратительными духами...» (Это — о Сергее): «Вы всегда шутите, всег­ да цинично говорите! И распускаете хвост, как павлин! . Вон усики какие-то противные отпустили, для цинизма, да? Фу, противно смотреть, и бакенбарды косые — все, как у парикмахера! Это все вы сделали, чтобы легче быть наг­ лым, да?» (Эго — Константину, кото­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2