Сибирские огни, 1962, № 11
«— Погано ты поступил, подло, да как тебя винить? Отруб пообещал... Вот темнота-то наша! От нее и все зло. А ведь не такие мы, Кондратьич, не та кие, правду тебе скажу... Подыми нас повыше, поближе до солнышка — засве тимся... потому как душа у народа чис тая, родниковая. Только тучи черные над нею висят все время, от них и она, душа-то, темной да жуткой иной раз обо рачивается...» Кристально чистый, доброжелатель ный к людям, Михаил старается видеть в них только хорошее, оправдывает по ступки подлецов условиями, в которых они живут. В своих верных рассуждени ях о душе народной он готов поставить знак равенства между собой и Подифо- ром Кондратьевичем. Однако последую щие события раскрывают ему глаза на ошибку. И когда, через несколько лет, Коротков просит спасти от раскулачива ния, садовод отказывается использовать в его защиту свой авторитет перед со ветской властью, не соглашается хода тайствовать перед председателем сель совета Федором Гавриловичем Орлани- ным- Сложна судьба детей самого Харламо ва. Прежде всего потому, что характе ры у них различные. Вот неугомонный и хитрый Петр. Его искалечила русско- японская война. Не только физически, но и духовно. Читателю понятна острая тоска безрукого солдата, которую он старается залить водкой. Спасает Петра революция, колхозный строй. Павел и Иван Харламовы становятся борцами за новую, народную власть. Возвратившись с германской, и Нико лай вроде как бы идет по стопам брать ев. Работает секретарем сельсовета. Но его принадлежность к советской власти — по анкетным данным, а не по сущест ву. Нутро у этого человека оказывается гнилым. Он издевается над женой, выда ет кулакам незаконные справки. ( В романе много превосходно вылеп ленных женских образов. Остаются в па мяти читателя не только Ульяна и Фро ся — наиболее яркие персонажи,— но и Дарья, и Авдотья Тихоновна Рыжова, и мать Михаила Аверьяновича, и бабка Сорочиха — «ровесница всей затонской ст^ины». В<> всей жизненной полноте и яркости проходит перед нами история Фроси Рыжовой. Вот ее — спелую «Вишенку» — тихими летними вечерами носит на руках Иван Полетаев. Вот судьба с Николаем Харламовым — мучительно долгие, томительные для Фроси часы... Она — солдатка. Иван Полетаев — де зертир царской армии, скрывается в са ду у Харламовых. Вот их запоздалая ночь на гумнах, в полупустой риге. Воз вращение мужа, его пьяные куражи, тупоиздевательское: «Отставить!» — в ответ на ласку жены... Бунт Фроси на новоселье, протест, выраженный песней. И снова побои. Михаил Аверьянович спасает Фросю от разъяренного солда та, Ульяну — от вишневого омута. Две несчастные, раздавленные жизнью, жен щины идут к своей верной подруге —• яблоне Медовке, постоянному пристани щу в часы бед и горя... И опять война. Жизнь предъявляет Фросе новые, неожи данные требования. Фрося — колхозная бригадирша. Оказывается: не раздавила ее тяжелая судьбина. Женщина находит силы руководить работой других людей, и не только работой — помогает им пе режить вдовье горе, безрадостную долю солдатки... Есть еще один герой романа, о кото ром хочется сказать, — природа. Вся жизнь действующих лиц, все важ нейшие события так или иначе связаны с садом на светлой игрице. «...Стоит только над семьей появиться темному облаку, Харламовы, не сговари ваясь, ищут убежища в саду, и делают это инстинктивно, подсознательно, под чиняясь какому-то особому чувству. И сад действительно либо вовсе отвращал беду, разгоняя сгустившиеся тучи, либо смягчал удары грозы. Люди, сами того не замечая, делались тут добрей, по кладистее, внимательнее и предупреди тельнее друг к другу, все мирские тре волнения на время как бы оставляли их...» Это, конечно, условно. Мы видели, что сад не умиротворил Подифора, со бравшегося за обещанный надел предать Орланина. Но сад в романе нечто живое, он — друг людей и отнюдь не безликий. Как общество состоит из отдельных лю дей, так и сад из деревьев, и у каждого дерева своя биография. Мы знаем и Медовку, и Кубышку, и Анисовку... Мы не спутаем их друг с другом. Стражники гонятся за Федором Орла- ниным, вслед ему летят пули. Михаил Аверьянович сначала дает приют рево люционеру, а затем с искаженным от бо ли лицом спешит врачевать Кубышку — «по щепке, упавшей возле ее ног, он тогда еще понял, что пуля попала в его любимицу. В одном метре от земли, в том ме^е, откуда яблоня начинает раз брасывать во все стороны мощные свои побеги, зияла глубокая рана. Из нее струился и нешибко сбегал по коре хру стальной прозрачности красноватый^ сок..,) — Супостаты, — прошептал Михаил Аверьянович сиплым голосом.— Что они с тобой сделали! Очень больно?.. Ну, мы сейчас полечим тебя. Кубышка, не плачь...» Яблони харламовского сада принима ют на себя пули, посылаемые в людей. Кормят их в голодуху. После долгой раз луки Харламовы встречаются с ними, как с самыми близкими родными. Ябло ни спасают осиротевших затонцев в по следний год великой войны — спасают ценой собственной жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2